07.04.2012 Мистификация или чудо эта ваша туринская плащаница? Казалось бы, вопрос давно решён. Ан нет, Томас де Весселов, бывший сотрудник Кембриджского университета (Великобритания), утверждает, что это ни то ни другое. Вопреки радиоуглеродному датированию, показавшему, что саван является средневековой подделкой, и позднейшим изысканиям, в только что вышедшей книге «Знак: туринская плащаница и тайна воскресения» учёный предполагает, что изображение на плащанице возникло естественным образом, чем и воспользовались последователи Иисуса. Можно вздохнуть с облегчением: сам г-н де Весселов называет свои измышления гипотезой. Никто ещё не пробовал проверить, может ли труп оставить отпечаток на саване. Впрочем, в 2003 году статья, опубликованная в журнале Melanoidins in Food and Health, утверждала, что химические вещества разлагающегося организма способны реагировать с углеводами, содержащимися в ткани. В результате последняя может потемнеть.
Но главная проблема с плащаницей не в этом. Оспаривается сам факт того, что ей две тысячи лет. Упомянутый анализ, проведённый в 1988 году и опубликованный в 1989-м, показал, что ткань соткали в 1260–1390 годах. Именно к тому времени относятся и первые упоминания о плащанице. Как это обычно бывает, некоторые тут же заявили, что это возраст не самой плащаницы, а ниточки, которая случайно попала в образец. Г-н де Весселов — среди таких вот критиков. Он указывает на то, что в средневековом искусстве нет ничего похожего на изображение человека, которое можно разглядеть на плащанице: никто в XIV веке ещё не поднимался до подобных высот реализма. Кроме того, на саване мы видим негатив; едва ли кто-то знал о таком явлении до открытия фотоэффекта. Г-н де Весселов пользуется здесь не просто здравым смыслом, а методикой искусствоведения. С этой точки зрения данный предмет не может быть средневековым произведением. И это, пожалуй, самый сильный момент в работе г-на де Весселова. Обычно плащаницей занимаются какие-нибудь химики, которым нет никакого дела до соображений историков искусства. А последние тоже имеют право на своё мнение. Но дальше автор даёт волю фантазии. Он предполагает, что женщины, вернувшиеся в гробницу Иисуса, дабы помазать тело в последний раз перед погребением, через три дня после его смерти сняли пелены и обнаружили контуры человеческого тела, образовавшиеся там в результате неких обыкновенных химических процессов. Это обстоятельство они интерпретировали как знак духовного воскресения Учителя. После этого плащаница пошла гулять по Святой земле, доказывая правоту адептов новой секты. Г-н де Весселов подозревает, что, когда в Евангелии рассказывается о встречах с воскресшим Иисусом, в действительности речь идёт о том, что люди увидели саван. Он ссылается на труды апостола Павла, который говорит о духовном воскресении, тогда как физическое появляется только в Евангелиях, написанных позже. Тем самым, по мысли автора, плащаница сыграла огромную роль в популяризации христианства. Гипотеза имеет множество слабых мест, на которые указывают не только учёные, но и верующие. Например, Джо Никел, известный в США исследователь паранормальных явлений со скептической точки зрения, отметил: если бы плащаница сыграла столь важную роль, о ней было бы известно раньше, а не только в средние века. Скорее всего, она удостоилась бы упоминания и в Евангелиях. Американский католический богослов Дэвид Рёмер, верящий в воскресение, но отвергающий подлинность плащаницы, указывает на то, что при обёртывании трупа по савану должны были размазаться пятна крови. Ну и где они? Г-н Рёмер подозревает, что плащаницу изготовила какая-то из гностических сект I–II веках. Кстати, католическая церковь не имеет официальной позиции в отношении сего чуда.
Дмитрий Целиков compulenta.ru
|