Голгофа – это не зубная паста, а Содом и Гоморра – не
супружеская чета. Ной – это не просто имя сына Бориса Беккера, а Иов –
не только название романа Йозефа Рота (Joseph Roth). Кроме того, Пасха –
это не праздник, связанный со свадьбой Иисуса Христа, а праздничный
день Троицы не имеет отношения к его Воскресению.
Многие
жители так называемого христианского Запада в этих вопросах вряд ли
чувствуют себя особенно уверенно. «Я не очень хорошо знаю историю»
(Don’t know much about history) пели Саймон и Гарфанкел в 1978 году в
песне, в которой провозглашался замечательный мир любви, а также
воспевалось незнание истории, биологии, алгебры и вообще всех остальных
школьных предметов. Но там ничего не было сказано о незнании религии.
Однако, отсутствие знаний в этой области уже давно можно присоединить к
общему списку.
Что связывает вас с Пасхой, Троицыным днем,
Рождеством? Подобного рода вопросы любят через определенные промежутки
времени задавать институты по изучению общественного мнения, и все чаще
они получают такой ответ: «Понятия не имею. Выходные дни, удлиненный
конец недели, семейный праздник, игры с внуками, хорошая еда…» Некоторые
смутно припоминают: «Праздник для христиан». Или: «Что-то, связанное с
церковью». По после этого они переносят Воскресение на Великую пятницу, а
днем рождения Господа считают Пасхальное воскресенье. Сегодня в
Германии 39% детей в возрасте от 6 до 12 лет даже не знают, почему
справляется Рождество. «Потому что зима и приезжает бабушка», - отвечают
дети, и после этого трудно ожидать от них объяснения того, что значит
древо познания.
Музыкальная, искусствоведческая и литературная
необразованность распространена повсеместно, но еще в большей степени
это относится к религиозному знанию. В то же время Библия продолжает
оставаться наиболее продаваемой книгой. Так, например, международное
общество Gideon, основанное в 1899 году в Соединенных Штатах и
объединяющее преимущественно евангелических предпринимателей, а также
выпускников университетов, ежегодно распространяет 45 миллионов
экземпляров этой книги. Именно обществу Gideon мы обязаны тем, что
находим Библию в гостиничном ночном столике. Но какой от нее толк, если
она просто лежит в ночном столике? Мы ценим Библию, но мы ее не читаем.
Это подтверждают исследования таких авторитетных институтов по изучению
общественного мнения как Gallup: знания о христианстве не являются
приоритетными в основных слоях западного общества.
Незнание Библии
обнаружено не только в среде неверующих или людей, которые не посещают
церковь, но среди самих верующих. Многим христианам грозит утрата
понимания основ самых главных праздников, в том числе - Великой пятницы,
Пасхи, Рождества. По данным компании Emnid, Пятидесятницу 48%
опрошенных связали со Святым духом, что само по себе вызывает удивление,
хотя голубь как христианский символ этого праздника пока еще не получил
своего шоколадного воплощения. Конечно, 23% опрошенных признают, что
они не знают, что случилось спустя семь недель после Воскресения в день
Пятидесятницы, когда Дух святой был послан на Землю, что и считается,
так сказать, рождением церкви. 15% участвовавших в опросе вообще
связывают Воскресение с Днем Святой Троицы. Да и причины вознесения
Христа на небо для большинства населения страны совершенно не ясны. День
Господа деградировал до уровня Дня отца – возможно, это происходит
потому, что в этом случае нет ни зайцев, ни дедов морозов, зато алкоголь
течет рекой.
Если
уже с представлениями об основных праздниках возникают проблемы, то
чего следует ожидать от знания содержания Нового и Ветхого Завета? О
чем, собственно, говорится в Нагорной проповеди? Некоторые считают, что в
ней содержится призыв к устранению мусора на горе Эверест. Американцам
иногда кажется, что речь в данном случае идет о выступлении известного
проповедника Билли Грэма (Billy Graham). Еще вопрос: в чем сомневался
неверующий Фома? И здесь царит полнейшее молчание, и хочется сказать
этим невежественным людям: нет, к сомнениям великого Томаса Готтшалька
(Thomas Gottschalk) это никакого отношения не имеет. Ну а что значит
«золотой телец»? Нет, дети мои, это - не переплавленный золотой
пасхальный заяц и не фиолетовая корова, завернутая в золотую бумагу. Ну а
теперь кое-что полегче: перечислите 10 заповедей? Они же всем известны!
Если бы! Большинство людей способны вспомнить не больше трех.
Было
бы неплохо знать, по крайней мере, какие-то основы нашей культуры.
Тогда мы могли бы быстрее понимать некоторые основные образцы
человеческого поведения и в сегодняшнем мире. Что произошло по пути в
Дамаск? Там Савл превратился в Павла. А что случилось по дороге в
Иерихон? Там действовал добрый самаритянин. А воды какого моря были
раздвинуты? Кто были Иосиф и его братья? Что такое «соломоново решение»?
Что такое «Песнь песней» и кто ее автор? Какое отношение имеет исход из
Египта к формированию израильского национального самосознания
(Nation-Building)? А что значит завет, обетованная страна, избранный
народ?
В Новом Завете рассказывается о том, как однажды Иисус
пятью хлебами и двумя рыбами накормил 5 тысяч человек. Сегодня это
послужило бы сюжетом для телепрограммы «Спорим, что…»? Но кто теперь
верит в чудеса? Тем не менее, было бы полезно иметь представление о паре
событий такого рода. Это невероятное увеличение количества пищи
выразительно описывает евангелист Матфей в 15-ой главе (14-21) своего
Евангелия. А пацифистский лозунг «перекуем мечи на орала» можно найти в
книге пророка Исайи ( 2,4). Было бы неплохо, если бы наши молодые люди
знали о том, что пацифизм на самом деле - намного древнее, и не связан
своими корнями с пасхальными маршами или с активностью партии «зеленых».
Темой
для продвинутых мог бы стать более сложный пацифизм, который увидел
Исайя в виде совершенно мирного общества, в котором сильные не пожирают
слабых: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать
вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и
малое дитя будет водить их». Если человек, не знающий Библии, увидит
картину старых мастеров в музее, изображающую эту идиллию, то он будет
считать видение пророка просто иллюзорной идиллией. А тот, кто в
интернете запустит поиск по ключевым словам «ягненок» и «волк», получит
либо какие-нибудь детские фразы, либо сразу книгу Авнери «Два народа,
два государства». В результате поиска по словам «ягненок» и «лев» будет
найдена ссылка на книгу «Когда лев с ягненком укладывается спать»,
представляющую собой введение в область управления рисками.
Существует
немало людей, которые не видят ничего плохого в том, что мы не имеем
никакого понятия о Библии. Они считают религию ненужным балластом
буржуазной жизни. Но Библия является также основой нашей культуры и
нашего языка. Перевод Лютера стал объединяющей языковой скрепой, как и
перевод короля Якова для англичан. Когда мы в Европе говорим о «нашей
культуре», мы должны отдавать себе отчет в том, что она основывается на
библейских сюжетах, притчах и псалмах. Почти все наши моральные дилеммы
представлены в Библии – вечная борьба добра со злом, искушения со
спасением, опыта с невинностью.
Тот человек, который считает
знание Библии ненужным, не понимает, что речь идет не только о вере. Не
обязательно верить в историю сотворения мира - креативная сила
библейских сюжетов остается непревзойденной. Великую западную
литературу, в том числе - произведения Уильяма Блейка или Джона
Мильтона, Томаса Манна или Шекспира, в пьесах которого содержится
примерно 1300 ссылок на Библию, почти невозможно понять без
рудиментарного знания иудейской и христианской Библии. «Человек, не
знающий Библии, в англоговорящем мире считается необразованным, -
подчеркивает американский педагог и изобретатель системы образования
core knowledge education Э. Д. Хирш (E. D. Hirsch) из Виргинского
университета. По его мнению, Библия просто является частью cultural
literacy, то есть культурной грамотности.
Религиозная
безграмотность, разумеется, характерна не только для секуляризированной
Западной Европы - и в более религиозной Америке знание Священного
писания не намного лучше. Вот что сказал Джон Адамс более чем 200 лет
назад о жителях Новой Англии: «Американец, не умеющий читать или писать,
- такой же редкий феномен, как комета». Но сегодня он не поверил бы
своим глазам и ушам, если бы узнал правду об американских подростках. 8%
из них считают Моисея одним из 12-ти апостолов, две трети из них не
имеют понятия о том, что произошло на пути в Дамаск, и две трети не
знают, что слова «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное»
взяты из Нагорной проповеди.
Конечно, Нагорная проповедь – это
первая большая речь Иисуса. Там содержатся не только заповеди блаженства
и «Отче наш», но и целый ряд таких прекрасных метафор как «бисер перед
свиньями» и «соринка в чужом глазу». Распространенное когда-то искусство
чтения основывалось на Библии. Часто она была единственной книгой в
доме, и ее каждый день читали и изучали, а не вытаскивали на свет божий
только на Рождество. В старой Европе люди, не умевшие читать,
знакомились с библейскими историями с помощью церковных витражей,
выполнявших функции библейских иллюстраций. Однако речь идет не только о
таких потрясающих сюжетах, как борьба Иакова с Ангелом или разрушение
Содома и Гоморры. Исключительными и политически важными библейские
тексты делают в первую очередь идеи о спасении и освобождении, о
самоопределении и верности закону.
Художник и поэт Уильям Блейк
назвал Ветхий и Новый Завет «великим кодексом искусства». Авраам
Линкольн, цитировавший Библию чаще других американских президентов,
назвал Америку в ходе ужасной гражданской войны «последней надеждой
человечества» (the last best hope on earth). В выступлениях таких
американских политиков последнего времени, как Вудро Вильсон, Гарри
Трумэн, Рональд Рейган и, естественно, Джордж У. Буш можно встретить
немало ссылок на Библию. Речь в данном случае идет не о набожности или
религиозности, а о метафорах, которые составляют наш культурный
фундамент.
Но
как можно было бы укрепить этот хрупкий фундамент? Религиозных уроков в
школе становится в этой стране все меньше, и происходит это из-за
нежелания подвергать дискриминации представителей других религий.
Конфирманты обладают неплохими знаниями, но после конфирмации они сразу
же прячут их в самый дальний ящик. Но и они не имеют почти никаких
знаний о других религиях, кроме христианства.
Что делать? В
Америке вот уже несколько лет реализуется проект библейской грамотности
(Bible Literacy Project). И в этой стране должны быть разработаны
концепции и подготовлены учителя не только для современных религиозных
уроков, но и для ознакомления с Библией как с литературным
произведением. В отличие от этого, религиозная часть и миссионерство
относятся к частной сфере семьи, к церкви, к синагоге и к другим местам
проведения встреч христианами. Вот уже несколько лет в американских
университетах предлагаются курсы по истории христианства, и они вызывают
интерес. Некоторые английские университеты еще раньше отреагировали на
библейскую безграмотность. Там студенты в обязательном порядке должны
изучать курс «Библия и классика».
Почему этого нет у нас? В
небольшом университете в городе Фехта пару лет назад на кафедре
германистики в качестве обязательных предметов были введены сдвоенные
курсы латинского языка. На них будущие германисты не читают Овидия или
Тацита, а изучают немецкую грамматику для того, чтобы их будущие ученики
не путали существительное с подлежащим, а склонение с конъюнктурой.
Дело в том, что знание грамматики у выпускников немецких школ находится
на крайне низком уровне. Хороший побочный результат введения
обязательного курса в городе Фехта состоял в том, что студенты старших
курсов добровольно стали посещать занятия по латинскому языку.
Это
могло бы послужить началом: двухчасовой курс по изучению Библии для
всех студентов литературных и культурологических факультетов в первом
семестре, а еще лучше - для всех студентов гуманитарных факультетов.
Некоторые продвинутые в области интернета современники могут сказать,
что существуют и более важные вещи. Неверно. Как детям нужны сказки, так
и взрослым людям в рамках одного культурного сообщества необходимы те
мифы, легенды и религия, на основе которых возникла их культура. Можно
получить интеллектуальную пользу от чтения Библии, не рассматривая ее
как символ веры. И для этого не надо ходить в церковь.