Спустя 152 года после того, как скончалась Джулия Пастрана,
Норвегия передаст Мексике ее мумифицированные останки. Эту новость 3
августа сообщило норвежское информационное агентство The Local. В свое
время имя Пастраны гремело на весь мир: «женщина-обезьяна» с труппой
таких же уродов объездила множество стран, и везде ее принимали на ура.
Заграничная штучкаЛетом 1858 года в газете
«Ведомости московской городской полиции» опубликовали небольшое
объявление: «В саду «Эрмитаж» в четверг, 3 июня, большой увлекательный и
музыкальный вечер, в котором прибывший в сию столицу известнейший
феномен мисс Юлия Пастрана в первый раз будет иметь честь явиться пред
московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром с персоны.
Дети платят половину».
Кто бы мог подумать, что эта маленькая
заметка вызовет такой грандиозный интерес?! «Эрмитаж» сразу оккупировали
толпы желающих собственными глазами увидеть заграничное «страшилище».
Хозяин заведения, в котором должна была выступать женщина-монстр, кусал
локти: его балаган не мог вместить всех желающих. В день представления
заведение брали штурмом. Чтобы навести порядок, пришлось вызывать
полицию.
За и противДжулия Пастрана дала
в Москве с десяток представлений, не считая «визитов вежливости».
Уродина оказалась щеголихой: за вечер несколько раз меняла костюмы, то
появляясь в облике греческой богини, то американского матроса, то
разудалой испанки. Артистка спускалась в зал, с победоносным видом
обходила помещение, обольстительно улыбаясь и позволяя зрителям
дотронуться до себя, а тем, кто сидел на галерке, посылала воздушные
поцелуи. Затем поднималась на сцену и начинала петь и плясать. Ее
испанский танец не был лишен некоторого изящества, а вот с голосом у
Джулии была беда. Но публику это ничуть не смущало, как и безобразный
облик артистки. Автор одной из статей признавался, что смотрел на
представление с тяжелым чувством и вопрошал читателя: «Зачем же водить
эту женщину по толпе, как ученого зверя?» Другой роптал, что «…жертва
каприза природы сделалась игрушкою жадных корыстолюбцев». В числе
противников «шоу» оказался и известный поэт Федор Тютчев, писавший 21
июня 1858 года жене: «Так, недавно на большом собрании, бывающем два
раза в неделю в его парке, все могли любоваться отвратительной Юлией
Пастраной, которую пригласили обедать за 200 рублей и заставили вечером
гулять под руку с господами из этого элегантного общества. Есть
известный хамский (canaille) стиль, который очень хорошо выделяется на
золотом фоне». Но редкие голоса гуманистов, не скрывавших своего
возмущения нездоровым интересом публики к уродствам бедной женщины,
тонули в море восторженных откликов. Юрист Анатолий Федорович Кони
описывал Джулию совсем по-другому: «Красиво сложенная женщина, с
приятным голосом и с лицом большой мохнатой обезьяны, напоминавшей нечто
среднее между гориллой и павианом».
Страшно аж жуть
$IMAGE3$
Так
как же все-таки выглядела Пастрана? Обратимся к описанию современника:
«Руки ее красивы, ноги стройны, но поражало лицо! Уши у нее огромные,
глаза черные, быстрые и в очертании длинные и узкие. Лоб низкий и
сплющенный, нос широкий и совершенно без хряща, волосы на голове, бороде
и бакенбардах черные, как смоль, и вообще, все лицо покрыто ими». А вот
еще один портрет: «Щеки, подбородок ее покрыты густыми волосами. Усы
довольно редкие. На ушах - темные клочья волос. Затылок, грудь, руки
также покрыты волосами». При этом Джулия не была умственно отсталой,
более того, знала несколько языков, могла неплохо поддерживать разговоры
на любые темы. Она быстро освоила цирковое искусство, хотя назвать
«искусством» ее выступление можно было с большой натяжкой. Впрочем, по
другим сведениям, женщина-монстр не обладала даром речи, а на сцене
только выполняла странные телодвижения, совершенно произвольные и
лишенные какого бы то ни было смысла. Но публике и этого было довольно.
Маугли по-мексиканскиО
Джулии Пастране ходило много слухов, что из них правда, а что ложь,
сейчас дознаться сложно. Говорили, будто она дочь огромной обезьяны и
женщины, похищенной четвероногими. Ребенком ее нашли крестьяне в горных
лесах Сьерра-Мадре мексиканского штата Синалоа вдали от населенных мест.
Она страдала гипертрихозом: ее лицо и тело, кроме ладоней и подошв,
были полностью покрыты прямыми черными жесткими волосами. Уши и нос были
необычайно большими, как и зубы, сильно выдающиеся вперед, что делало
ее похожей на гориллу. Ее рост составлял всего 138 см. Кстати, ее
описание оставил сам Чарльз Дарвин, по словам которого, Пастрана,
несмотря на уродство, замечательно танцевала и была доброй и приветливой
женщиной. Дарвину можно верить, ибо доброта, в конце концов, подвела
бедняжку.
Звездная карьераДжулия
работала служанкой в семьегубернатора штата Синалоа Педро Санчеса, пока
однажды случайно не познакомилась с оборотистым американцем М. Райтсом.
Тот сразу смекнул, что на такой внешности можно заработать, и быстренько
уговорил Джулию выступать в цирке. Ее первое появление в качестве
экспоната на шоу уродов состоялось в Готическом зале Нью-Йорка. Затем
она появилась в Кливленде, но уже с другим импресарио (а скорее всего,
новым хозяином) по фамилии Бич. Там она участвовала в торжественных
балах и военных парадах, и солдаты выстраивались в очередь, чтобы
потанцевать с ней. Затем отправилась в Лондон с новым менеджером
Теодором Лентом (по другим источникам - Льюисом Б. Лентом). Лент научил
ее танцевать, играть на музыкальных инструментах и взял в мировое турне
под названием «Бородатые и волосатые леди». В 1857 году в Германии Лент
столкнулся с проблемой – власти запретили его представление за
аморальность. По сценарию молодой человек, влюбленный в девушку, даже не
догадывался, с какой уродкой имеет дело. А она в его отсутствие
открывала лицо, закрытое вуалью, и показывала публике свои дефекты.
Зрители падали от смеха. Но полиции этот номер смешным не показался.
Теодора вместе с его артистами выдворили из страны. Так проходимец
оказался в России. Здесь с примой театра случился большой конфуз.
Мумия возвращаетсяХодили
слухи, что Джулия не страдает от недостатка поклонников. Скорее всего,
сплетни сочинял сам Лент: втайне он мечтал выгодно выдать свою протеже
замуж и остаток жизни провести где-нибудь в теплом местечке на
вырученные за нее деньги. Так или иначе, во время гастролей Джулия…
забеременела. В 1860 году она родила ребенка, всего покрытого волосами.
Малыш прожил пару дней, а сама Пастрана умерла в результате послеродовых
осложнений пять дней спустя. Лент уговорил профессора Суколова из
Московского университета мумифицировать мать и дитя, после чего поместил
мумии в стеклянный шкаф и стал выставлять на обозрение. Суколов подал
на него в суд: Теодор обещал мумии анатомическому институту Московского
университета. Но Лент неожиданно выиграл процесс – кто бы мог
представить, что этот пройдоха был тайно женат на Пастране! После
скандала его выдворили из России вместе с мумиями. Некоторое время он
еще гастролировал по Европе, позже нашел похожую уродину, женился на ней
и назвал Зенона Пастрана. Бродячая труппа какое-то время еще колесила
по странам, пока мошенник не угодил в психбольницу. Зенона продала
мумии, и на некоторое время они исчезли с поля зрения общественности.
Объявились они в 1921 году в Норвегии у некоего господина Лунда,
демонстрировавшего их в своей «Комнате ужасов». Во время немецкой
оккупации новый владелец убедил немцев, что на мумиях можно заработать, и
тем уберег от уничтожения. Так мумии «дожили» до наших дней. До 1970-х
годов они выставлялись, а потом под давлением общественности выставки
закрыли. В августе 1976 года вандалы, ворвавшись в хранилище,
изуродовали мумию ребенка, а ее останки съели мыши. Матери повезло
больше. В 1979 году ее поместили в Институт судебной медицины в Осло, о
чем позже забыли. В 1990 году ее нашли в запечатанном гробу на кафедре
анатомии университета Осло. В 1994 году сенат Норвегии рекомендовал
похоронить ее, но министр науки решил сохранить тело, чтобы ученые могли
проводить с ним исследования. Наконец, в 2012 году норвежские власти
решили вернуть тело в Мексику. Может быть, Джулия Пастрана наконец
обретет долгожданный покой на своей исторической родине.
Ступени №20 (октябрь)/2012