16.10.2012 С помощью искусственного языка в управляемом лабораторном эксперименте ученые из университетов Рочестера и Джорджтауна установили, что множество изменений для языка — просто способ мозга гарантировать, что коммуникация является максимально краткой и точной. «Наше исследование показало, что люди желают изменить язык, когда структура кажется им чрезмерно избыточной или запутанной», сказал Флориан Ягер, соавтор исследования, опубликованного в издании Proceedings of the National Academy of Sciences. „Данное исследование предполагает, что мы предпочитаем языки, которые передают информацию эффективно, балансируя между усилием и ясностью".
Тенденция к эффективной коммуникации может также быть основной причиной структурного подобия множества естественных языков, сказала ведущий автор докторант Мария Феджечкина. Много раз лингвисты определяли практически идентичные грамматические соглашения очевидно несвязанных языков, рассеянных по планете. В течение многих десятилетий лингвисты обсудили значение следующих общих черт: имеют ли общее происхождение текущие артефакты структур, произвольны ли они или отражают фундаментальные аспекты человеческого познания. „Погрешность, которая наблюдается у изучающих языки в отношении эффективности и ясности, действует как фильтр, когда языки передаются от одного поколения учеников другому", сказала соавтор исследования профессор неврологии Элисса Ньюпорт. Языковые изменения вводятся разными путями, включая влияние других языков, изменение акцента или произношения. „Однако наше исследования показало, что изучающие изменяют язык так, чтобы было проще усваивать его и легче общаться", добавила Ньюпорт. Этот процесс приводит также к текущим языковым шаблонам.
Чтобы наблюдать процесс овладения языком, ученые сформировали два миниатюрных искусственных языка, которые используют суффиксы для существительных, чтобы указать на предмет или объект. Эти маркеры распространены в испанском, русском и других языках, но не в английском. В ходе двух экспериментов 40 учащихся, знающих лишь английский язык, изучили 8 глаголов, 15 существительных и грамматическую структуру искусственных языков. Обучение продолжалось свыше четырех 45-минутных сессий и состояло из компьютерных изображений, коротких анимированных клипов и аудиозаписей. Затем участников попросили новый клип, используя усвоенные слова.
Сталкиваясь с запутанными и неоднозначными структурами предложения, учащиеся в обоих экспериментах желали изменить правила преподаваемого языка, чтобы сделать значение более ясным. Они использовали маркеры чаще, когда значение субъекта и объекта вызывало непреднамеренные интерпретации. Так, например, предложение наподобие „Man hits wall" является типичным, поскольку субъект — это человек, а объект — вещь. Однако предложение „Wall hits man", например, если стена падает на человека, является нетипичным и запутанным, поскольку субъект в данном случае — вещь, а объект — человек.
Результаты, написали авторы, доказывают, что люди ищут баланс между ясностью и непринужденностью. Также изучающие языки люди склонны вводить лингвистические универсалы. Овладение языком может восстановить изменения в языке, чтобы гарантировать, что они не нарушают коммуникацию", сказала Феджечкина. В свете этих результатов новые поколения могут обновлять язык, а не разрушать его. nnovanews.ru
|