Одни считают их казацкими и
относят к XVIII—XIX векам, другие — аж поздненеолитическими и заявляют,
что колодцы сии ровесники мегалитов острова Веры на озере Тургояк и
подобных им древних сооружений
Долгое время мы с Юрием Завьяловым откладывали
эту поездку на кременкульские колодцы. Вроде бы и расположены они тут
под боком, от поселка Садовый рукой подать, а все как-то не лежала туда
дорога. Последний раз договорились в этом августе, когда у Юрия будет
отпуск, выбрали день, съездили и на Кременкульский каменный карьер, и в
Харлуши, и в Костыли… А только двинулись на обратной дороге к колодцам, у
машины неожиданно заглох мотор.
— Жара, за плюс сорок, — объяснил мне товарищ. — При такой температуре у «Волги» сразу бензонасос начинает выделываться, слабое место такое у этих машин…
Словно какая-то сила отводила нас от колодцев. Но спустя несколько дней нам все-таки удалось добраться до них.
* * *
Юрий родился и вырос в Челябинске, но корни его — от
кременкульских казаков. Дед его, Николай Завьялов, добывал золото в
шахтах Градского прииска. Места эти Юрий знает с детства; здесь и жену
себе нашел, сюда и вернулся с семьей в зрелом возрасте. Теперь в
Сосновском районе он известный краевед, это его увлечение стало занятием
на всю жизнь.
Мы подъезжаем к березовым перелескам у Ситникова лога, в стороне видны дома дачного поселка «Афганец».
— Здесь был мой участок, когда я лесником работал, — рассказывает Завьялов. — Тогда я их и заприметил. Сразу смекнул: казацкие это колодцы. Казаки тут рядом поля возделывали, коней поить надо было…
— Дорогие «поильники»-то получились. Это ж сколько надо было сил, чтобы соорудить их!
— А казаки здесь богатые жили, — безапелляционно отвечает Юрий.
— Зерно за золото продавали. Почему бы и не сделать такие колодцы? Не
сами ведь рыли — нанимали работников… Всего рядом с Кременкулем я знаю
пять таких колодцев, у Ситникова лога их два. Один из колодцев я чистил,
опускал в него алюминиевую лестницу и забирался сам. Внизу у меня
сильно голова закружилась. Сначала, конечно, я бросал туда подожженную
бересту — вдруг там болотный газ, он огнеопасный. А оказалось — радон.
Из-за него у меня, видимо, и голова кружилась. А может быть, со страху…
Глубина там три-четыре метра. Вертикальный ствол, никаких ответвлений, и
сухо.
В колодцах и вблизи их Завьяловым было сделано несколько
находок — медный царский трехкопеечник, два серебряных советских
«десятчика», металлический манок для косуль и коровье ботало.
— Манок полностью врос в корни дерева, — рассказывает Юрий.
— Пришлось его вырезать. Я взял вещичку в руки, дунул... Это был первый
и последний звук, который издал манок — пластина отпала. Но по звуку
было очень похоже на то, как кричат самцы косуль во время гона… Манок и
ботало я передал в краеведческий музей в Долгодеревенском, и сейчас они
там выставляются.
* * *
Из множества кельтских, галльских и германских каменных
святилищ, оград и колодцев, остатки которых открыты археологами во всей
Западной Европе, кременкульские колодцы очень похожи на так называемые
ритуальные шахты. Но возраст тех составляет несколько тысяч лет…
Гипотезу о том, что колодцы в пригороде Челябинска по возрасту относятся к позднему каменному веку, высказал челябинский исследователь Александр Шестаков, уже удививший археологический мир одним своим открытием — геоглифом «Лось» на хребте Зюраткуль.
Александр дал пару ссылок в Интернете на кельтские ритуальные шахты:
«В Бозенсе была шахта 36
футов глубиной, содержащая римские вотивные предметы. Этим шахтам
сопутствуют весьма необычные «колодцы». Еще их называют похоронными
колодцами или жертвенными ямами. Они романо-кельтского происхождения и
были рассеяны по всей Галлии от Рейнской долины до Пиренеев и
Атлантического побережья. В Германии некоторые единичные шахты близ реки
Одер и в Бельгии, а также в юго-восточной Британии соотносят с
определенными романо-бриттскими храмами...
Материальные свидетельства на
территории первобытной Европы говорят о том, что эти шахты ведут свое
происхождение с середины II тысячелетия до н. э.
Эти ритуальные шахты, часть
которых могла какое-то время использоваться в качестве колодцев,
связывают кельтский культ загробного «подземного» мира с водой и
родниками. Мы имеем здесь дело с глубоко укоренившимися верованиями, все
еще живущими в кельтском фольклоре.
Их существование в древности
подтверждается многочисленными находками, объяснить которые лучше всего
может лишь их вотивное, то есть жертвенное, «посвящаемое чему-то»
назначение. Их помещали в пруды, источники или естественные колодцы».
* * *
Как стало известно накануне публикации, намечены
археологические раскопки подобного каменного колодца, расположенного на
кладбище старого Сунгульского скита (мы рассказывали об этом колодце в
одном из прошлых выпусков «Семи чудес»). Возможно, придет очередь и
кременкульских «мегалитов».