Рассматривая магнетизм личности, можно подразделить его на четыре различных класса. Первый, обычный вид магнетизма, относится к физическому плану и связан с питанием, гигиеной, регулярным образом жизни, правильным дыханием и соразмерностью работы и отдыха.
Этот магнетизм зависит также от возраста, как восходящие и нисходящие ноты в октаве. Он может быть уподоблен сезону весны, который приходит и уходит, и в то же самое время этот магнетизм зависит от всего того, что имеет отношение к физическому миру, ибо это физический магнетизм.
Затем есть магнетизм, который может быть назван магнетизмом ума. Человек с блестящим интеллектом, конечно же, становится центром компании. Остроумный и проницательный, он может прекрасно выразить себя, быстро соображает и является личностью, всегда притягивающей окружающих и нравящейся каждому. Люди естественно тянутся к тому, кто знает природу человеческой натуры, осведомлен о различных вещах и обстоятельствах.
Если и есть какая-то квалификация, то именно такая, и без нее никакая другая не сможет принести большой пользы. Человек родившийся с таким блестящим качеством интеллекта — становится гением, это он доводит вещи до совершенства, именно он помогает другим выполнить что-либо, поскольку они полагаются на его ум. Такая личность может управлять собой и направлять других.
И несмотря на все наши мысли о равенстве, которыми мы столь сильно поглощены, мы обнаружим, что именно этот человек выигрывает битву в жизни, он возвышается над массами, руководит, и без него многие чувствуют себя потерянными.
Вопрос в том, как развить этот магнетизм. Он может быть развит с помощью изучения, концентрации, проницательного наблюдения за жизнью и знанием об отдыхе. Очень многие разумные люди со временем притупили свой интеллект из-за того, что не знали, как концентрироваться в жизни и как отдыхать; поскольку есть определенный запас хранящейся энергии и он ограничен. И когда слишком большое давление оказывается на эту ограниченную энергию, то что в конце концов получается? Человек становится все менее и менее разумным, сила его ума тускнеет с каждым днем.
Когда вы обнаруживаете, что очень умный человек становится день ото дня тупее, это всегда означает, что энергия, которая была в наличии, потрачена. Поэтому знание о том, как сохранить свою энергию посредством отдыха и как концентрировать и обострять свой интеллект, дает возможность магнетизму быть в хорошем состоянии. Обычно случается так, что на разумного человека падает большая ответственность. С него спрашивают гораздо больше, чем с других людей. Если он не дает своему уму покоя в соответствии со знанием об отдыхе и если он не концентрирует и потому не обостряет свой интеллект, тогда тот притупляется, подобно ножу, которым постоянно пользуются; конечно, постоянное использование интеллекта приведет к тому, что человеку не будет хватать слов.
Третий аспект магнетизма, возможно, более высокого рода, чем два описанных выше, ибо он более глубокий и глубже воздействует на другого человека. Это магнетизм любви, сочувствия, дружелюбия. Тот человек, который от рождения полон сочувствия, тот, кто терпелив, забывает плохое, прощает; тот, кто не помнит горечи и не таит в уме злобы на кого-либо; тот, кто восхищается и ценит красоту, любит ее в искусстве, природе, во всех ее формах; кто расположен к другу и врагу, знакомому и незнакомцу, ко всем; тот, кто может терпеть и страдать и у кого есть силы быть смиренным во всех жизненных обстоятельствах, кто чувствует боль другого в своем сердце и всегда желает стать другом, — магнетизм такого человека сильнее всех тех разнообразных магнетизмов, которые мы знаем.
Не требуется далеко ходить, чтобы увидеть это. Достаточно всего лишь посмотреть на хорошее в людях. Среди наших знакомых найдется много тех, в ком мы можем высоко оценить это качество.
Однажды некий человек, много путешествовавший в своей жизни, увидел индийского мистика и сказал: «Мы столько слышали о мистиках, мудрецах, Махатмах и мастерах, проживающих в Индии, однако когда я туда приехал, то не нашел ни одного». И мистик объяснил ему: «У вас не было необходимости ехать так далеко. Достойные души — души, любящие друг друга, святые и мудрецы, могут быть везде».
Если мы можем оценить их, то мы сможем их найти; но если у нас нет способности различать, тогда, даже если к нам спустится ангел, мы будем не в состоянии обнаружить в нем этих качеств. Как бы вы ни называли его: святым или мудрецом, пророком или махатмой, — если есть нечто, притягивающее одного человека к другому, то это тот элемент любви, который излучается человеком.
Теперь вопрос о том, как можно развить это качество. И ответ таков: только при помощи одной вещи. Посредством изучения, знания, практики и проживания жизни друга. Путем размышления с утра до вечера над следующей мыслью: «По отношению к каждому, кого я встречаю, к тем, кто любит меня, и к тем, кто меня ненавидит, я желаю практиковать в моей жизни такое дружелюбное мышление, из которого исходит и изливается сочувствие и любовь».
Мы не говорим уже о том магнетизме, который приобретается человеком, но когда мы рассматриваем жизнь такой, какова она есть, со всеми ее ограничениями, болью, заботами и ответственностями, которые она накладывает на нас, то если что-либо и оказывается стоящим, то только одно единственное: мысль и впечатление, что мы сделали все от нас зависящее, чтобы быть нежными и деликатными с теми, кого мы встречаем в нашей повседневной жизни.
Если существует какая-то молитва, если бывает какое-либо служение, если есть какая-то религия, то она заключена в этом. Ибо в грядущей жизни нет никого, кому можно угодить; тот, кому можно доставить удовольствие и ради чьего наслаждения стоит поработать, находится здесь, это — человек; и именно в удовольствии человека, если вы это понимаете, пребывает наслаждение Господа.
Четвертый аспект магнетизма — это он сам. Его отсутствие означает, что этот аспект скрыт; этот магнетизм — душа человека. Для того чтобы определить, что такое душа, можно сказать так: душа — это «Я» человека. Но которое «Я»? То «Я», о котором человек не ведает.
Есть смешная индийская история о нескольких крестьянах, отправившихся в путешествие, и это было первое путешествие в их жизни. Поэтому, беспокоясь друг о друге, они решили на следующее утро посчитать, все ли они по-прежнему вместе. Они очень расстроились, поскольку насчитали девятнадцать человек, тогда как понимали, что из дому их отправилось двадцать. И так каждый крестьянин считал и каждый говорил: «Девятнадцать»; и они не могли найти, кого же потеряли, потому что все были в сборе. В конце концов они обнаружили, что все, кто считал, забывали посчитать самого себя.
Таково состояние души. Она видит все «я», но саму себя не видит. И в тот день, когда душа осознает себя, в тот день начинается новая жизнь, новое рождение. Растет и расширяется именно самоосознающая душа. До тех пор, пока душа себя не осознала, она не развивается, она не растет. Поэтому человек реально начинает жить в мире в тот момент, когда душа начинает себя осознавать. Поэтому должно быть понятно, что личное обаяние самоосознающей души гораздо больше, чем любое обаяние, которое мы можем себе представить. Это сила, это мудрость, это мир, это интеллект, это все.
Именно этот магнетизм лечит, исцеляет тела и исцеляет умы; и именно он поднимает тех, кто попал в трудное положение, кто горюет и скорбит. Такой магнетизм выводит других людей из их замешательства и невежества. Именно с его помощью просветленные души распространяли свою любовь, притягивая таким образом все создания. Об этом магнетизме говорится в обращении Христа к рыбакам: «… идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков».
С помощью этого магнетизма такие великие, как Будда, Моисей, Христос, Мухаммад, пришли и привлекли человечество. И человечество на протяжении веков не забыло о них. Это их магнетизм, после того как они ушли с лица земли, удерживает миллионы и миллионы людей в узах братства, симпатии, дружбы. Та безмерная сила, которую дает магнетизм души, показывает, что это — Божественный магнетизм. Это доказательство чего-то такого, что находится за пределами видимого мира.
Хазрат Инайят Хан (1882-1927)
|