Primer.Clan.su
Главная | Регистрация | Вход
 
Понедельник, 16.12.2019, 05:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Все материалы [89]
Аномалии [1801]
Атмосфера [355]
Археология [666]
Авторские статьи [83]
Вулканы [94]
Война [20]
Гипотезы [1428]
Другое [20]
Животные [20]
Землетрясения [16]
Засуха [20]
Избранное [18]
Климат [20]
Космос [1]
Карстовые провалы [0]
Круги на полях [0]
Кинозал [0]
Наука [0]
НЛО [0]
Наводнения [0]
Океан [0]
Оползни [0]
Пожары [0]
Прогноз [0]
Политические факторы [0]
Предсказания и пророчества [0]
Радиация [0]
Солнце [0]
Стихия [0]
Сверхъестественное [0]
Технологии [0]
Тайны истории [0]
Ураганы [0]
Факторы и аварии [369]
Этот безумный мир [0]
Экология [0]
Эпидемии [0]
Мини-чат

Для добавления необходимо
войти или зарегистрироваться

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Ноябрь » 14 » Причины появления примет и суеверий
20:28
Причины появления примет и суеверий

За тысячелетия существования русской культуры, благодаря внимательности, а в большинстве случаев, благодаря воображению, современные люди знают множество примет. Причину их появления можно найти среди имеющихся исторических фактов, либо вывести логически, представив ситуацию, о которой говорится в примете.

Условно, все приметы можно разделить на десять типов:

1. Явления природы, времена года
2. Растительный мир
3. Животные: дикие и домашние
4. Человек: смерть, тело, вредные привычки, дела человека, болезни
5. Бытовое хозяйство и одежда
6. Профессия, учеба, работа
7. Праздники
8. Еда
9. Дни недели
10. Свадьба и семья



Различаются они не только по предмету, о котором идет речь, но также и по достоверности. В каждой группе баланс правдивых, верных наблюдений и вымысла, заблуждений,  заметно разнится. В предложенном выше списке, типы расположены в порядке уменьшения общего количества достоверных примет. Впрочем, группы начиная с шестой по девятую включительно почти равны по этому показателю, но у каждой различны причины появления. Но одно правило касается всех суеверий – если они касаются темы к добру/ к худу, значит они ложны и основаны на ошибочных мнениях, а иногда и вовсе безосновны.

Каким же приметам можно полностью доверять? С первого взгляда может показаться, что это приметы, касающиеся природных явлений. Наши предки долгое время наблюдали температуру в отдельное время года, замечали начало похолоданий, начало таяния снегов, другие климатические явления, на основании чего могли делать прогнозы. Быть может, для того времени и местности они и были правильными, но в условиях быстрого потепления климата, с большим распространением поверий по местности, даже такие приметы нельзя считать достоверными. Кроме того, в народных приметах часто можно заметить субъективный взгляд на явления. Примером являются  весьма распространенные приметы подобного рода: «Если в такой-то день будет холодно/жарко/пойдет дождь или град/будет снег/будет сильный ветер, то зима/лето/осень/весна будет морозной/засушливой/жаркой/дождливой». Мало того, что подобный подход антинаучен, так еще и разные люди могут оценить среднюю температуру одного времени года совершенно по-разному (особенно, если в тот самый день, относительного которого ведется наблюдение, было знаменательное природное явление).



Наряду со стихийными приметами стоят приметы относительно растений и животных. Впрочем, можно заметить, что разница между природой и живым миром в данном вопросе весьма прозрачна, первое зависит от второго, а второе от первого. Верными можно считать некоторые признаки, связанные с появлением или опаданием листьев. Так, замечание, что когда на дубе появляется зелень – можно начинать купаться, по понятным причинам, не лишено смысла. А вот идея, что из расколотого молнией дерева что-то создавать, выпиливать, обновлять – грех, полностью абсурдна. Грех перед кем? Перед силами природы, христианским Богом, Зевсом, Перуном? В чем заключается преступление? Не понятно. Просто грех. Так предки сказали. Это поверье относится к основанным на предубеждениях. В расколотом дереве видели дурной знак, некое проклятие, предупреждение.

Приметы про диких и домашних животных имеют под собой достаточно прочную основу многовековых наблюдений охотников и деревенских жителей, у которых всегда водилась какая-нибудь живность. В сомнительные приметы можно сразу занести утверждения о цвете животного: черное животное – к худу, к убытку, белое – к достатку, к удаче, и другие суеверия, например, касаемо трехцветных кошек.  Причина – в той же предубежденности, необразованности, приверженности к фантазиям. К приметам же охотников можно относится с большей долей доверия, потому, что повадки зверей действительно легче заметить, чем, скажем, соответствие всхода семян и появления какого-либо вида птиц. Например, замечено, что убегая от людей, заяц чаще всего бежит через грибные места. Мало того, что это достаточно интересная примета, так к тому же и полезная!

Вот самое абсурдное и просто смешное суеверие, касающееся животных, которое удалось встретить: «Самому комару не нужна чужая кровь, он добывает её для особой змеи, в которую воплотился сам дьявол и которая сама не может добыть себе её; обычно это происходит так: напившись крови, комар приседает на мгновение – прощается с жизнью – и потом летит прямо в разинутую глотку змеи, где навсегда и пропадает». На чем, как не на невежестве, могут быть основаны такие утверждения.

Большая часть примет о человеке, а конкретно – о человеческом теле,  касается родимых пятен и почесываний в различных местах. Почему? Потому что трудно найти человека, у которого не было родимого пятна, а уж тем более, нет того, кто бы никогда не чесался. Почесывания, как предмет наблюдения, имеют место в психологии, например, для определения правдивости слов человека. Народные приметы предлагают использовать эти признаки для других целей – определить, богатство ждет или бедность, прибыль или убыль, здоровье или болезнь, в общем, те насущные вопросы, которые чаще всего волнуют человека. А значит, находят выход в доступных широким массам выражениях - в приметах.

Смерть человека также не остается без внимания. В данном вопросе почти все приметы касаются предостережений во время похоронного ритуала. С научной точки зрения – все они бессмысленны и основаны на страхе, неосведомленности человека о природе смерти, хотя имеется возможность, что целиком озабоченный соблюдением ритуала, родственник или друг не будет слишком печалиться о большой потере.

Перейдем к бытовым приметам. Тут, насчет каждой нужно судить в отдельности. Некоторые призваны действительно сберечь человека от какого-либо несчастного случая, не посвящая того в истинную причину, почему так нельзя делать, например: «Не зашивать одежду на себе», что легко объясняется с позиции логики – можно уколоться.

Другие замечания подобного рода могут содержать и наполовину ложные высказывания, например: «Нельзя есть в темноте – дети ворами будут». Всем понятно, что дети становятся ворами вовсе не по этой причине, а истинный смысл в том, чтобы не съесть ничего испортившегося, не поранится ножом или вилкой, но, видимо, автор этого поверья имел убеждение, что подобные «пророческие» выражения должны повергать в шок, пугать людей, для закрепления результат. К этому же типу можно отнести примету - «Качая ногой – качаешь черта». Тут имеет место более тонкая подоплека, психологическая. Если человек, качающий ногой, находится в помещении не один, то можно представить, что окружающим будет весьма неприятно наблюдать за постоянно двигающейся конечностью. Если же человек один, то покачивание ногой может вызвать состояние легкой возбужденности, внутреннего беспокойства.

Хоть и попадаются спорные приметы, порой выдуманные на пустом месте, отчасти верные, отчасти не верные, но есть такие, верить в которые нельзя, ни при каких обстоятельствах. Это свадебные приметы. Придуманы они, по всей видимости, старушками – бездельницами, страдающими от скуки, чтобы заставить понервничать и без того волнующихся молодоженов, или занять чем гостей. Некоторые из этих суеверий даже не отличаются особой выдумкой, взять хотя бы известную примету: «В мае женишься/выйдешь замуж – всю жизнь маяться будешь». Наглядное использование фонетической созвучности, не имеющее под собой реальной основы.
Таким образом, можно утверждать, что приметы возникают по следующим причинам: длительное наблюдение за природными явлениями; предубеждения против чего-то малоизученного, страшного, сильного;  желание оградить будущее поколение от мелких жизненных неурядиц, иногда не объясняя причины появления правила; пресечение вредных привычек пресечение вредных привычек; страх перед сверхъестественными силами; простая скука, желание развлечь себя, «подкинув» кому-нибудь повод для беспокойства, а также просто по необразованности.

Почему же, среди неимоверного обилия примет, лишь единицы можно назвать правдивыми?  Возможно, ответ кроется в том, что приметы появляются именно благодаря наблюдениям, а не чему-то еще. Наблюдение, а, следовательно, и полученные результаты, могут быть слишком субъективны, поверхностны. Лишь изучая природу, суть самих событий, можно с точностью выявить сам механизм всех явлений.

Источник: earth-chronicles.ru

Категория: Гипотезы | Просмотров: 322 | Добавил: gonch | Теги: суеверий, появления, примет, причины | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019Бесплатный конструктор сайтов - uCoz