Cовременное общество имеет разные точки зрения на происхождение жизни, но все они лежат где-то между представлениями материалистической и религиозной философии.
В силу противоположного подхода этих двух пастырей общественного сознания к вопросам мироздания, каждое направление философии пытается убедить массы, что только ее точка зрения соответствует истине. Мы вольно или невольно следуем путями, проложенными философами, как следуют цыплята за наседкой.
Взглянув на сложившуюся ситуацию взглядом стороннего наблюдателя, не составляет большого труда понять: наседка – не обязательно мать, а существующие философские концепции могут быть далеки от истины и отражают не более чем уровень развития современной цивилизации. Тем не менее третьего нам не дано и количество сторонников того или иного направления философии зависит не только и не столько от степени интеллектуального развития личности, сколько от ее материального, духовного и, главное, физического состояния.
Молодость беспечна, но, перешагнув порог отрочества и юности, человек все чаще задается вопросом о смысле жизни и все чаще мысленно стремится заглянуть за барьер смерти. Нередко, вступив в сознательную жизнь материалистами, мы заканчиваем ее с верой в идеи, проповедуемые религией. Движущей силой изменения взглядов является слабая аргументация материалистами своей позиции, накопление человеком жизненного опыта и внутренняя неприемлемость им ухода из жизни, конечности его личностного Я. В глубинах сознания любого нормального человека рано или поздно начинает теплиться надежда на возможность жизни этого Я после гибели плоти. Христианская религия такую жизнь обещает в потустороннем мире, где одним уготован ад, а другим - рай.
В непрекращающемся противостоянии и борьбе за право быть единоличным пастырем общества тысячелетиями доминировала религиозная философия. Ее утверждение о сотворении мира в результате единовременного акта божественного творения большинством признавалось за аксиому. Казалось, ничто не сможет поколебать ее безраздельного господства. Однако она не смогла устоять перед небольшой по объему, но емкой по содержанию книгой с неброским названием. Это была книга Дарвина «О происхождении видов», отвергавшая точку зрения религии и все отдававшая на откуп природе. Ее содержание позволило по-новому взглянуть на окружающий мир, что дало толчок в развитии многих направлений науки.
Каждое научное открытие вынуждало религиозную философию отступать с занимаемых позиций. Наука убедительно доказала несостоятельность одной из важнейших догм религии о сотворении богом всего сущего в течение шести дней, чем вызвала смятение в рядах деятелей Церкви. В настоящее время благодаря эволюционной теории от безраздельного владычества религиозной философии осталось только воспоминание - бесспорным лидером в борьбе идей является материализм.
К началу третьего тысячелетия открытия в области естественных наук, физики и генетики внешне настолько упрочили положение материалистической философии, что она стала с высокомерием взирать на религию, считая ее плодом страха людей перед явлениями природы. Именно высокомерие и самомнение философов позволило Институту философии Академии наук в категоричной форме высказать совершенно абсурдную мысль о противоречиях между эволюционной теорией и библейским объяснением происхождения жизни:
«Представив современный органический мир как продукт естественного развития, длившегося многие миллионы лет, дарвинизм самым непосредственным образом противостоит библейскому мифу о сотворении».
А есть ли противоречие? Третья точка зрения на происхождение жизни
При всем уважении к отцам философии и, несмотря на все научные открытия, со сказанным ими согласиться никак нельзя. Дарвинизм противостоит религиозной трактовке сотворения мира, но никак не библейской. Религиозные философы в своем объяснении происхождения жизни действительно долгое время оперировали текстами Библии, где говорится о скоротечном сотворении всего. Однако данные тексты не являются библейским объяснением этого процесса, а ссылки на них - всего лишь лишнее подтверждение непонимания деятелями религии основного содержания Библии. Получается парадоксальная ситуация: религия дает неправильное толкование текстов, а материалисты, подвергая критике эти толкования, делают вывод о несостоятельности содержания Библии. Если бы врачи лечили больных, не ставя диагноза, опираясь только на мнение окружающих, читать философские труды было бы некому. С философами - материалистами можно согласиться только в одном: эволюционная теория действительно изменила общественное сознание и мнение людей о происхождении жизни, а открытия последних десятилетий только подтверждают правильность ее основных положений. Но она и научные открытия ни в чем не опровергают Библию - они опровергают религиозный комментарий ее текстов. Реально на сегодняшний день мы имеем, какой бы неожиданностью сказанное не оказалось, три точки зрения на происхождение жизни: науке и религии свое мнение противопоставляет древний мир, создавший немало литературных источников, посвященных данному вопросу. Ознакомившись с доводами каждой стороны можно попытаться понять, кто из них прав или наиболее близок к истине.
Гипотезы о происхождении жизни
I. Самозарождение и эволюция жизни (точка зрения сторонников эволюционной теории)
По мнению сторонников эволюционной теории, Земля, после своего образования, длительное время была безжизненной планетой с атмосферой, насыщенной парами водородных соединений. Это был мир, в котором господствовали минералы, пары воды, аммиак и сероводород. Но все подвержено изменениям, в том числе и жизнь планет. В результате длительного процесса взаимодействия газов, воды и почвенных элементов под воздействием космического излучения из неживой материи появились органические вещества. Именно они стали тем фундаментом, на котором впоследствии возник окружающий нас растительный и животный мир. Из органических соединений образовались первые носители жизни – комочки живого вещества, не имеющие клеточного строения. Вначале единственным источником питания для первичных организмов служили органические соединения, возникшие абиогенным путем, т. е. из неорганических соединений. Со временем солнечные лучи, пробившись сквозь слои атмосферы, достигли поверхности планеты. Благодаря им возник фотосинтез. Он стал причиной появления свободного кислорода, наличие которого привело к образованию из комочков живого вещества простейших организмов. Одно из установленных свойств органической жизни - тенденция к совершенствованию и усложнению существующих видов. Данное свойство Дарвин объяснял необходимостью организмов приспосабливаться к окружающим условиям. В результате приспособления появлялся новый, более совершенный вид. Это и был естественный отбор, в котором, по Дарвину, выживали сильнейшие. Длительный процесс усложнения и видообразования, в конечном итоге, привел к появлению растений, а затем и животных. Последующая эволюция видов подняла на новую, более высокую, ступень развитие животного мира, из которого выделились человекообразные обезьяны, а затем – человек животный. Завершающей стадией преобразований стало появление человека разумного. Таким образом, теория Дарвина впервые отвергла право человека на особый статус в окружающем мире, на его исключительность в отношениях с Богом. Бельгиец русского происхождения, лауреат Нобелевской премии И. Пригожин своими словами как бы обобщил точку зрения науки на возникновение жизни: «… Жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает перед нами как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации. Весьма примечательно, что недавно были открыты ископаемые формы жизни, обитавшие на Земле примерно в ту эпоху, когда происходило первое горообразование (самые древние из известных ныне ископаемых жили на Земле 3,8 10 лет; возраст Земли считается равным 4,6 10; образование скальных пород также произошло примерно 3,8 10 лет назад). Раннее зарождение жизни, несомненно, является аргументом в пользу идеи о том, что жизнь – результат спонтанной самоорганизации, происходящей при благоприятных условиях».
Еще один лауреат Нобелевской премии немецкий ученый М. Эйген чисто теоретически обосновал существование множества генетических кодов и предположил наличие конкурентного отбора среди них в процессе эволюции. Слабым звеном в его теории признана малая вероятность случайного образования информационных молекул.
Критика основных положений эволюционной теории
Если схематично нарисовать картину зарождения и развития жизни на планете в соответствии с современными научными представлениями, основанными на дарвинизме, мы получим следующую последовательность: неживая материя - органические соединения – живая материя – организмы – растения – животные – человек. Данная схема и общие закономерности развития жизни по восходящей линии, ни теологами, ни, тем более, материалистами, не оспариваются. Оспариваются частности. Эволюционная теория предполагает возникновение органических соединений из неживой материи. Ученые приложили немало усилий, чтобы смоделировать этот процесс. В 1953 году Стенли Мюллер пропустил электрический заряд через смесь метана, аммиака, водорода и водяных паров в замкнутой системе с водой. Через неделю он констатировал образование в воде ряда простых органических соединений, среди которых были две аминокислоты: глицин и аналин. Начало было обнадеживающим – оно подтверждало выводы эволюционистов о возможности образования органических соединений из неживой материи. Окрыленные успехом многочисленные последователи С. Мюллера провели сотни экспериментов по небиологическому синтезу органических соединений из смесей простых газов. Им удалось синтезировать все белковые аминокислоты, основания нуклеиновых кислот, сахара и порфирина. Синтез мономеров и даже полимеров в лабораторных условиях проходил успешно, но… Несмотря на обнадеживающее начало эксперименты не дали ожидаемых результатов. «Камнем преткновения» оказались вопросы, связанные с генетическим аппаратом в целом. Ученые не смогли и сейчас не могут себе представить, что послужило причиной образования единого генетического кода. Случайность образования во всех живых организмах планеты единого генетического кода исключена, а закономерностей они так и не нашли. Известный американский ученый Ч. Викрамасингх, занимающийся изучением рассматриваемых проблем, подвел черту под результатами всех проведенных опытов. К гипотезе материалистов и точке зрения И. Пригожина о возможности возникновения жизни из неорганических соединений в результате случайного стечения обстоятельств он относится довольно – таки скептически: «…Скорее ураган, проносящийся над кладбищем старых самолетов, соберет новехонький суперлайнер из кусков лома, чем в результате случайных процессов возникнет из своих компонентов жизнь…». Он не оставляет возможности для вольного толкования его точки зрения: если не может быть случайности, значит существует пока еще не познанная закономерность. Точка зрения Ч. Викрамавсингха разделяется большинством специалистов, занимающихся проблемами происхождения жизни. Профессор Берлинского университета Р. Глазер, относящийся к этому большинству, не менее красноречив: «Даже если представить себе целое море органических молекул, например, аминокислот, остается непонятным, как появились первый белок, первая молекула, способная к размножению. На карте наших знаний здесь до сих пор остается огромное белое пятно». Так над звеном эволюционной теории «неживая материя – органические соединения – живая материя» ученые поставили знак вопроса, который стоит по сей день. Убрать его можно лишь поняв, что является причиной образования единого генетического кода: законы природы или божественное вмешательство? Только один этот пробел в научных знаниях делает несостоятельными все утверждения философов – материалистов об их «окончательной и бесповоротной» победе над религиозной философией. Поставлен знак вопроса и над механизмом усложнения организмов. Дарвин полагал, а многие ученые длительное время поддерживали его точку зрения, что образ жизни и окружающая среда способны произвести изменения в организме, впоследствии передаваемые по наследству. Однако чешский монах Георг Мендель доказал стойкость наследственности и возможность ее изменения главным образом под влиянием самого наследственного вещества. Но найти и понять, где спрятан, и что из себя представляет механизм, благодаря которому происходят эти изменения, до сих пор не удалось. Неизвестны также причины преобразования одного вида в другой. Как из одних и тех же простейших организмов могло появиться такое разнообразие растительного и животного мира? Исследования показали, что видовые изменения протекают необычно. Согласно теории мутаций де Фриза, один вид от другого отделяют скачкообразные изменения, которые дают начало устойчивой наследственности вновь образовавшейся группы. Выяснилось, что видовым изменениям подвергаются не наиболее приспособленные к окружающей среде, не сильнейшие, как говорил Дарвин, а наоборот – самые неприспособленные. Общую точку зрения науки по данному вопросу сформулировал известный французский биолог П. Леконт де Луи: «Эволюционирует не тот, кто лучше приспособлен, а …тот, кто являясь менее адаптированным, чем другие, обладает определенной неустойчивостью, которая позволяет им трансформироваться и дальше. Одна-единственная линия… эволюционировала от неустойчивости к устойчивости, чтобы, наконец превратиться в человека, который, возможно, наименее адаптирован из всех живых существ и нисходит по прямой линии к формам, которые в силу их менее совершенной адаптации продолжали трансформироваться. «Выживание» сильнейшего, придуманное Дарвином, это фактор стагнации, фиксации». Дарвин открыл эволюционную теорию - это самое главное. «Выживание» является одним из многих ее слагаемых и, упрекая его в «придумывании», французский биолог поступает некорректно. Упрекнуть можно и его. Все эволюционные преобразования подчинены единым законам. Делая человека исключением из общего правила, П. Леконт де Луи вступает в противоречие сам с собой. Если человек наименее приспособлен к окружающей среде, а это, наверное действительно так, тогда он – один из немногих представителей органического мира, которые должны трансформироваться и дальше. У нас будет возможность убедиться, насколько не прав ученый, утверждая, что самый неприспособленный представитель органического мира – человек, достиг высшей точки своего развития.
***
В целом и вопросительных, и восклицательных знаков над отдельными элементами дарвинизма наука поставила немало. Однако наличие этих знаков не помешало ему положить конец тысячелетиями господствовавшей теории о быстротечном создании богом всего сущего. Безвозвратно ушли в прошлое воззрения о происхождении жизни в результате единовременного акта божественного творения.
II. Божественное творение путем эволюции (точка зрения религиозных философов)
Эволюционной теории Церковь не противопоставила ничего, что свидетельствовало бы о прогрессивном развитии религиозного мировоззрения. Молчание деятелей религии, связанное с поиском выхода из сложившейся ситуации, было долгим. Наконец выход ими был найден и довольно-таки оригинальный. Если материалисты решили, что эволюционная теория, доказав естественность развития органической жизни, уничтожила корни религии, то сама религия так не считала. Она, не делая самостоятельных выводов, оставила за собой право интерпретации тех мест эволюционной теории, над которыми наука поставила знак вопроса. Религиозные философы поступили чисто по философски: все сущее ими было представлено в виде божественного творения путем эволюции. Стараясь не вспоминать о днях творения, они теперь соглашаются с научной точкой зрения о возникновении Вселенной в результате взрыва сверхплотного сгустка материи. Соглашаются, но при этом очень скромно дополняют научную гипотезу – все произошло по воле Творца. Они уже не оспаривают тезис эволюционной теории о постепенном усложнении органической жизни. Они признают его правильность, но при этом уточняют – усложнение организмов происходило и происходит по воле бога: «Жизненный импульс [т.е. воля бога – авт.] возник в потоке природных сил, сделал материю способной к эволюции. От первичных существ потянулись нити к бесчисленным видам, населившим море, сушу и воздух. Все виды, которые приспосабливались к какому-либо определенному образу жизни, отдаляясь от центрального ствола, заходя в тупик в своем развитии… И только существа, которые избежали узкой специализации, положили начало телесной форме человека. Так появился человек животный». Прочитав выдержку из «Истории религии» А. Меня неискушенный читатель может подумать, что религия теорию Дарвина приняла с распростертыми объятиями. Она вынуждена была ее принять. Но родись Дарвин чуть раньше – гореть бы ему на костре инквизиции… Наука, пытаясь детально разобраться в эволюционном процессе, выявила наиболее уязвимые места в ею же созданной теории происхождения и развития органической жизни. Выявила, чтобы детально разобраться в неясных вопросах. Религия, понимая, что эволюционная теория близка к истине, пробелы в научных знаниях тут же заполнила «божественным вмешательством».
«Говоря об эволюции, необходимо раз и навсегда установить, что частные механизмы играют для религиозного взгляда роль второстепенную. Имело ли место при зарождении жизни особое творческое [т.е. божественное–авт.] «вмешательство», или чудо [проявление божьей воли – авт.], или же она была соткана силами, имманентно укорененными в материи [заранее внесенными богом – авт.],- в любом случае последние основы бытия и жизни восходят к божественному сверхбытию».
Не вступая в спор с современным представителем религиозной философской школы, хотелось бы обратить внимание на одно важное обстоятельство: эволюционная теория говорит об общих закономерностях развития жизни и как раз на «частных механизмах» она больше всего пробуксовывает из-за недостаточного уровня развития науки.
III. А что на самом деле написано в Библии и других древних текстах и подтверждается научными исследованиями?
Парадокс сложившейся ситуации заключается в том, что проблемные вопросы дарвинизма просто обязана была разрешить религия. Более того, ей, а не науке должна принадлежать пальма первенства в открытии эволюционной теории. Дарвин сделал открытие для современной цивилизации, но на самом деле он открыл давно открытое. Большинство ответов на загадки эволюции содержится в древних литературных источниках, которые современное общество называет религиозными. Абсурдным было бы предположение, что деятели религии эту литературу не читали. Конечно же, читали. Остается только удивляться, как очевидное осталось для них тайной за семью печатями. В настоящее время общество перешагнуло границы национальных культур и культурное наследие одной нации становится достоянием всего человечества. Многие из нас знакомы с культурой народов Вавилона и Египта, Тибета и древней Индии. Но мало кто знаком не с культурным, а с научным наследием наших предков. До сих пор общественным сознанием древний мир воспринимается как сообщество людей, только что покинувших животный мир, основной целью которых была борьба за выживание. Трудно представить себе предков, снисходительно взирающих на споры современных философов о первичности материи или сознания и споры науки и религии о происхождении жизни. И, тем не менее, наши знания о мироздании и жизни не идут ни в какое сравнение со знаниями людей, «боровшихся за выживание». Пытаясь найти в Библии ответ на вопрос о происхождении жизни на земле, лучшие умы обоих философских направлений сосредотачивают свое внимание на первой главе Ветхого Завета. Понимая, что за семь дней сотворить небо и землю и все сущее не под силу даже богу, ученые, игнорируя запреты Церкви, ведут активные поиски тайного смысла этой главы. Между тем, Церковь права, нет в ней никакого тайного смысла – она вполне доходчивым языком описывает реальные события древности, названные «сотворением мира». Вопросу возникновения жизни посвящена вторая глава Ветхого Завета, которую философы почему-то обходят стороной. Она донесла до нас мнение древних, идущее вразрез с современными представлениями: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал небо и землю. И всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо не было человека для возделывания земли… но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли». В приведенном библейском тексте найти противоречия современным научным взглядам просто невозможно. В нем имеется подтверждение выводов ученых о возникновении Вселенной в результате так называемого Большого взрыва. Был ли взрыв или простое истечение материи в пространство – это другой вопрос, но Библия говорит о наличии исходной точки в существовании Вселенной. Небо и земля когда-то не существовали, затем в одно прекрасное время Бог сотворил и то, и другое. Но если не существовало неба, значит, не было ни звезд, ни планет, т. е. не существовало материального мира. Возможно ли такое? Да, возможно. Древние ведут речь не об отсутствии материи и последующем ее возникновении из ничего - речь идет о какой-то другой форме ее существования. О ней в ветхозаветном тексте ничего не сказано, зато немало сказано в других древних книгах. По мнению их авторов, до Большого взрыва материя находилась в сверхплотном сгустке. Обращает на себя внимание и тот факт, что сначала Бог «сотворяет» небо и Землю и лишь потом «создает» их. Опять мы сталкиваемся с четким разграничением, но теперь уже между двумя стадиями в развитии существующей Вселенной. Библейское разграничение имеет научное подтверждение. Ученые утверждают: сразу после Большого взрыва из сверхплотного сгустка в пространство вырвались элементарные материальные частицы и лишь после из хаоса этих частиц возникли вещественные формы материи. Однако наука к этому пришла только в конце второго тысячелетия, корни же библейского утверждения теряются во тьме веков. Дарвинисты одним из условий возникновения жизни на нашей планете считают наличие большого количества водородистых соединений в ее атмосфере. Библия уточняет точку зрения ученых: «пар поднимался от земли и орошал все лицо земли» - на Земле был парниковый эффект и насыщенная водяными парами атмосфера. Сумрак царил на планете, и солнечные лучи никогда не достигали ее поверхности. По мнению науки вначале Земля была безжизненной планетой и процессы, повлекшие за собой возникновение жизни, протекали очень медленно. Но и Библия никогда не утверждала о сотворении жизни в спешном порядке. Наоборот, выдержка из текста категорична: после «создания» на поверхности планеты не было не только людей, но и растительности.
Подсказка ученым из Библии и текстов «Ману»
Сравнительный анализ позволяет установить полную идентичность мнений науки и Библии по основным вопросам мироздания. Но на этом их единодушие заканчивается и начинается невероятное. Если наука до сих пор не может найти истоки возникновения жизни, то Библия в категоричной форме утверждает: появление жизни на Земле предопределено возникновением Вселенной и самим существованием планеты! При «сотворении» неба и земли ничего не происходит, но как только Бог их «создает», он сразу же «создает» траву и кустарник, которые, однако же, на Земле еще не росли. Объяснение данному библейскому утверждению может быть только единственное: с образованием вещественных форм материи во Вселенной появилось нечто, благодаря чему еще не существующий кустарник обязательно должен был появиться. В этом «нечто» заложена программа его появления. Библейский «кустарник» - это лишь доступное для понимания выражение мысли. На самом деле древние утверждают: с возникновением вещественных форм материи во Вселенной появились предпосылки к возникновению органической жизни! Существование органической жизни во Вселенной подтверждается открытиями, сделанными в последнее время астрофизиками и астробиологами, которые выявили наличие в межзвездной среде огромного количества сложных молекул. По подсчетам американских ученых Ф. Хойла и Ч. Викрамасингха в нашей Галактике имеется около 10 молекул и примитивнейших организмов. Но если органическая жизнь - обычное для Вселенной явление, значит разумная жизнь – закономерный результат эволюции и не мы одни ломаем головы над тайнами мироздания. Однако наука только фиксирует факт существования жизни во вселенском масштабе, а Библия объясняет, вследствие чего она возникает. Попытаемся понять сказанное ими. Вещественные формы материи от хаоса элементарных частиц отличает структурная организация. Основу структуры вещества составляют атомы, состоящие из ядра и движущихся вокруг него электронов. Количество электронов в атоме – величина переменная и только ядро сохраняет стабильность. Следовательно, Библия доводит до нас информацию о том, что с образованием ядер атомов во Вселенной появилось «нечто», благодаря чему впоследствии возникла органическая жизнь. Она не поясняет, что представляет из себя это «нечто», зато в древнеиндийской литературе о нем сказано столько, что не понять, о чем идет речь, просто невозможно. Тексты книги «Ману» повествуют не только о «нечто» - они подтверждают основные положения эволюционной теории, предсказывают будущее человечества и буквально шокируют своим содержанием: «Из земли, тепла и воды рождены все твари, одушевленные и неодушевленные, произведенные тем зародышем, который Божественный Дух извлек из собственной субстанции. Таким образом, Брахма установил ряд трансформаций от растения до человека и от человека до предвечной сущности. Среди них каждое последующее существо приобретает качества предшествовавшего; и насколько ступеней каждое из них продвигается, столькими же новыми свойствами, как сказано, оно наделяется. Человек пересечет Вселенную, постоянно поднимаясь и проходя через скалы, растения, червя, насекомых, рыб, змей, черепах, диких животных, скот, высших животных… Такова низшая ступень».
Древние индусы, без всяких сомнений, являлись сторонниками эволюционной теории происхождения жизни. Единственное различие между современниками и ими: к такому пониманию эволюционного процесса наука даже близко не подошла. Материалисты считают человека венцом творения природы, деятели религии – венцом божественного творения, а древние индусы говорят, что он прошел всего лишь половину пути, который определен ему природой. Так они сделали упрек П. Леконту де Луи за его непоследовательность в объяснении эволюционного процесса, когда наименее приспособленному существу на земле – человеку, он сделал исключение из законов развития органического мира, утверждая, что он остановился в своем развитии. Путь от человека современного до предвечной сущности нам пока не виден, но предусмотрительные предки объясняют, что нас ожидает в будущем
www
|