Картинка представляет из себя пример средневекового
итальянского творчества. Как это не покажется странным, стилистика во
многом совпадает с искусством некоторых наших народных промыслов, вроде
Палеха. Чернофонные миниатюры с наивными сюжетами, яркими персонажами и
тщательной прорисовкой элементов одежды, травы и деревьев были так же
популярны во Флоренции и Тоскане, как позже в Москве и Владимире. Т.е.,
живописные приемы по сути были одинаковы по всей Европе, но каждая
страна имела собственные предпочтения, основанные на вкусах заказчиков.
Церковь в России предпочитала держаться ортодоксальных приемов
темперной живописи, предписаных Св. Лукой, в то время как западники со
времен Возрождения отошли от нее, предпочитая более подвижный материал -
масло. Но в данном случае, это явно темпера.
В атрибутации к картинке сказано: " Мастер взятия ТАРЕНТО. Триумф
Венеры с поклоняющимися ей Ахиллом, Тристаном, Ланселотом, Самсоном,
Парисом и Троилом. Дерево, диаметр 51 см. Поступила в Лувр в 1914 г.
Работал во Флоренции в первой половине XIV в."
Размер картинки говорит о том, что это был частный заказ, не
церковный. Да и не могло от Церкви в принципе поступить такового
заказа, по причине явной еретичности сюжета. "Возрождение", где
заказчиками художников выступали аристократы и буржуазия,
характеризуется обращением к языческим богам повсеместно. Связано это
было с общей тенденцией к упрощению веры, скажем, как от католичества к
протестантизму и многочисленными ересями, которые как семейные легенды
передавались от потомков рыцарей восточных крестовых походов,
впоследствии ставшими аристократами, обрастая буйными фантазиями.
Атрибутация картины искусствоведами выполнена неряшливо. Венеру
никогда не изображали с крыльями, во всяком случае мне не попадались
таковые изображения. Крылья, это атрибут Ники, богини победы. В этом
случае становится оправданным поклонение ей суровых мужиков, рыцарей и
воинов.
С другой стороны, заказчик мог попросить художника изобразить всё
именно таким образом и чтобы Венера была с крыльями и ей рыцарски
поклонялись в духе трубадуров. Художники в то время от себя, для
собственного удовлетворения работали очень редко, а писали
исключительно "под заказ". Сказано было нарисовать
коленопреклоненных Ахилла, Тристана, Ланселота, Самсона, Париса и
Троила - нарисуем, не вопрос. Из этого эклектичного перечня, как в
тесте на IQ, нужно вычленить лишнюю фигуру. Это Ахилл. Афродита не
входила в число его божественных покровительниц. Ему помогала Афина.
Это Парису помогала Афродита.
В общем, здесь есть явная путаница с идентификацией персонажей. Мне
представляется, что левый персонаж с бородкой и кольчуге не слишком
тянет на Ахилла. Художники умеют рисовать, но любят срисовывать с натуры
и не всегда читают Илиаду. Последнее касается и заказчиков. Так что не
стоит относиться к живописи, как точному документу. Если кто и
обладает фантазией, которая помогает в работе - то это художник. И вряд
ли это подделка. Просто уровень мастерства, компетенции и образования у
художников бывает разный. Скабрезные или эротические сюжеты в то
время, да и раньше тоже не были редкостью.
Летающие крылатые фигуры со стрелами в руках и с птичьими лапами
вместо ступней тоже не похожи на купидончиков Венеры. Скорее это бог
смерти Танат и бог сна Гипноз - вот их точно изображали с крыльями.
Так же, возможно еще большая ересь, которую на Востоке подхватили
рыцари. Возможно, крылатая богиня это Инанна. В этом случае птичьи лапы
у ее спутников оправданы. Инанну изображали так:
Что касается птицелапости, когда вместо ступней страусиные ноги, как
у Инанны - конечно, можно и это приписать разбушевавшейся фантазии
художников и ваятелей. Но, эдакая химеричность только на первый взгляд
представляется нелепой выдумкой, мистификацией. Увы, таковые ноги иногда
встречаются как у отдельных людей, так и у целых племен. Обладатели
страусиных ног не считают это уродством, напротив - утверждают, что так
легче передвигаться по саваннам. В основном это Африка, но часто
синдром клешни встречаются и в Китае.
Лично мне представляется, что в небесах на картинке - это все же не Венера, а Ника с Танатом и Гипносом.
Источник: arhivarrus.com.