Любопытной особенностью ритуалов Сераписа были лабиринты.
Е. Бадж в своей книге "Боги египтян" описывает Сераписа в стиле
Минотавра, с телом человека и головой быка. Лабиринты были символами
обремененности и иллюзорного характера низшего мира, по которому душа
скитается в поисках истины. В лабиринте обитает низшее животное -
человек с головой быка, который хочет уничтожить душу, запутавшуюся в
мирском невежестве. В этом отношении Серапис становится Советчиком, или
Испытателем, проверяющим душу, ищущую воссоединения с Бессмертными.
Лабиринт, без сомнения, представляет солнечную систему, а человек-бык -
солнце, обитающее в мистическом лабиринте планет, лун и астероидов.
Гностические Мистерии были знакомы с тайным значением Сераписа, и через
гностиков этот бог стал тесно связан с ранним христианством. Император
Адриан, путешествуя по Египту в 134 г. н. э., сообщает в письме
Серванию, что христиане поклоняются Серапису и что епископы церкви
совершают богослужения в храме Сераписа. Он даже говорит о том, что сам
патриарх, будучи в Египте, был обязан молиться как Христу, так и
Серапису (см. работу Парсонса "Новый свет на старые пирамиды").
Важность Сераписа как прототипа Христа, о которой мало подозревают,
может быть лучше оценена после следующего извлечения из Кинга: "Не может
быть сомнения, что голова Сераписа, отмеченная печалью, есть первый шаг
на пути к общепринятому облику Спасителя. Еврейские предрассудки первых
новообращенных были столь сильны, что не было сделано ни одной попытки
изобразить выражение Его лица, пока не прошло время нескольких
поколений, и Его земной путь не оказался законченным" ("Гностики и их
наследие").
Серапис постепенно узурпировал положение, занятое до него другими
египетскими и греческими богами, и стал высшим божеством в обеих
религиях. Его власть продолжалась до IV века христианской эры.
В 385 г.
Феодосий, истребитель языческой философии, издал свой памятный эдикт "De
Idolo Serapidis Diruendo". Когда христианские солдаты во исполнение его
приказа вошли в Серапиум в Александрии для уничтожения изображений
Сераписа, в храм, стоявший многие века, так велико было их уважение к
богу, что они долго не смели прикоснуться к нему из опасения, что земля
разверзнется под ними и поглотит их. Наконец, преодолев страх, они
разрушили статую, здание и подожгли библиотеку, находившуюся в храме.
Примечательно, что среди развалин этого языческого храма, по
свидетельству некоторых писателей, попадались христианские символы.
Сократес, церковный историк пятого века, говорит, что после того, как
ревностные христиане разрушили храм Сераписа в Александрии и рассеяли
демонов, обитавших там под видом богов, в основании храма была найдена
монограмма Христа!
Две цитаты устанавливают соотношение между Мистериями Сераписа и другими Мистериями древних народов.
Первая цитата из книги Ричарда Найта "Символический язык древнего
искусства и мифологии": "Латиняне говорят, что Целеста и Терра,
универсальный ум и производящее тело, были великими богами
Самофракийских Мистерий; то же и Серапис и Исида у поздних египтян;
Тауте и Астарта у финикийцев; Сатурн и Опс у латинян".
Вторая цитата, из книги Альберта Пайка "Мораль и догма":
"Солнце, -
говорит Марциан Капелла в своем гимне Солнцу, - обитающие на Ниле
поклоняются тебе как Серапису, и Мемфис боготворит как Осириса, в
священных ритуалах персы поклоняются тебе как Митре, во Фригии - как
Атису, и Ливия - как Аммону, а в Вавилоне - как Адонису; таким образом,
весь мир боготворит тебя под различными именами".
Из книги Мэнли Палмера Холла - Энциклопедическое изложение символистской философии