Однако если прежние десятилетия зимы проходили по достаточно
стандартной схеме: вакцинация - вспышка - эпидемия, то теперь к этому
набору добавился еще один фактор. Раз в два-три года вирус гриппа
мутирует до очередной новой, смертельно опасной для человека
разновидности, и тогда мир замирает в ожидании страшной пандемии,
которая, впрочем, стабильно не происходит.
Атипичное невероятное
Первым "звоночком" эры ожидания опасных болезней с массовым
летальным исходом стал тяжелый острый респираторный синдром, более
известный как атипичная пневмония. Страшный вирус поразил в конце
2002г. южные районы Китая, убивая каждого десятого заболевшего.
Скрытные по своей природе китайские власти посчитали новый вирус
внутренними делами КНР, ограничили его освещение в СМИ и всячески
старались его замолчать. Однако тайное стало явным, когда американский
турист, возвращаясь из Китая, почувствовал себя плохо в самолете и
скончался вскоре после госпитализации. В феврале 2003г. об атипичной
пневмонии узнал весь мир, и вскоре ни один выпуск новостей не обходился
без обязательного сюжета на тему косящей китайцев эпидемии.
В целом заболевание удалось тогда удержать на его родине – из 8,5
тыс. случаев (и более 800 смертей) абсолютное число пришлось именно на
южные части Китая. Несколько случаев было зафиксировано в соседних
государствах, а один - даже в Амурской области.
Однако реакция не заставила себя ждать. Истерия в СМИ и требования
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) остановить эпидемию привела
к тому, что напуганные люди в Китае и прилегающих странах бросились
скупать респираторные маски и другие средства барьерной защиты.
Технология манипуляции массовым сознанием была обкатана и дала очень
впечатляющие результаты, в первую очередь - для фармацевтических
компаний.
Эти опасные животные
Следующие годы дали богатую пищу для того, чтобы слово "пандемия"
прочно закрепилась в активном словаре каждого. Сначала в Азии был
обнаружен т.н. птичий грипп - штамм H5N1, распространявшийся среди
птиц. В 2005г. ВОЗ забила тревогу: специалисты опасались, что имеющий
способность к быстрому распространению вирус мутирует в разновидность,
передающуюся от человека к человеку, что грозило глобальной эпидемией.
Прогнозы рисовались самые мрачные - с сотнями тысяч и даже миллионами жертв по всему миру.
Несмотря на массовые забои и миллиардные убытки птицеводческой
индустрии, вспышки заболевания начали фиксироваться и за пределами
Юго-Восточной Азии. Вирус стремительно распространялся по миру.
Впрочем, опасения тогда не подтвердились - птичий грипп так и
остался птичьим, убив всего 100 с лишним человек, употреблявших в пищу
зараженных пернатых.
В 2009г. появилась новая напасть, и на этот раз угроза выглядела еще
серьезней - т.н. свиной грипп (штамм А/H1N1) начал путешествовать по
планете и болели им вовсе не животные, а люди. Снова СМИ запестрели
заголовками о новой, смертельно опасной болезни, а ВОЗ в считанные дни
подняла уровень пандемической угрозы до пятой степени. Расчеты
организации показывали: потенциальная глобальная эпидемия может унести
несколько миллионов жизней.
Однако прогнозы опять не сбылись. Массовым грипп не стал, более того
- смертность от нового вируса оказалась на уровне обычного гриппа, а в
некоторых случаях - даже ниже. Это дало богатую почву для того, чтобы
заподозрить ВОЗ в сговоре с крупными фармацевтическими концернами,
которые хорошо погрели руки на массовой истерии.
Золотое дно
Первыми сливки с широко разрекламированной грядущей пандемии еще
птичьего гриппа собрала швейцарская компания Roche, чей препарат
Tamiflu был признан наиболее подходящим для лечения указанного вируса. И
хотя "наиболее подходящий" не означал "эффективный", в отсутствие
лучших предложений люди кинулись скупать лекарство во всех аптеках. На
Roche пролился золотой дождь из правительственных заказов, и мощности
компании буквально разрывались, не успевая удовлетворить такой
ажиотажный спрос.
Прибыль росла как на дрожжах. Фармацевтическое подразделение
показало в 2005г. лучший результат в истории Roche, показав во многом
благодаря продажам Tamiflu рост выручки на 25%. В следующем году этот
показатель вырос еще на 22%, в 2007г. - еще на 11%. Темпы увеличения
опережали рынок в несколько раз и даже заставили швейцарскую компанию
выделить поставки ставшего знаменитым препарата в отдельную графу
доходов.
Впрочем, продажи и прибыль росли не только у Roche. По мере изучения
вируса специалисты пришли к выводу, что наиболее эффективным является
лечение сразу несколькими препаратами, в том числе Relenza от
британской GlaxoSmithKleine. Стоит ли говорить, что продажи препарата в
эти годы шли в гору, впрочем, как и других лекарств против гриппа.
А был ли мальчик?
В случае же со "свиным гриппом" ситуация больше всего была похожа на
заговор фармкомпаний с ВОЗ. В пользу возможной ангажированности
последней говорит тот факт, что ее руководство действовало чуть ли не с
упреждением, открыто заявляя, что проблему лучше переоценить, чем
недооценить. Комитеты экспертов собирались с подозрительной
оперативностью, а скорость принимаемых решений была молниеносной.
Вдобавок фармацевтические гиганты, оставшись без поддержки
исчерпавшего себя фактора птичьего гриппа, с энтузиазмом начали
финансировать исследования нового вируса. Некоторые из
профинансированных исследователей (например, Альберт Остерхауз) вошли
впоследствии в ряд советников ВОЗ, что могло повлиять на итоговые
решения по объявлению пандемии.
Для простых же смертных через СМИ развернулась настоящая
информационная кампания по описанию ужасных последствий начинающейся
эпидемии. В лучших маркетинговых традициях была даже создана
онлайн-игра "Великий Грипп" (The Great Flu), где пользователь мог
выступить в роли борца с распространением вируса.
Мощный информационный вброс, подогреваемый экспертами ВОЗ, в итоге
породил массовую истерию с глобальными закупками противогриппозных
препаратов по всему миру. Правительства вновь начали закупать вакцины
десятками миллионов штук, и ситуация обещала новые сверхприбыли, благо
ООН на этот раз объявила настоящую пандемию.
Однако низкий уровень смертности и в связи с этим слабый спрос на
вакцинацию довольно быстро свели панические настроения на нет.
Реанимировать истерию через СМИ не вышло, и ВОЗ была вынуждена признать, что перестаралась и переоценила опасность.
И хотя пандемия продлилась меньше года, фармацевтические гиганты
успели хорошо заработать. По подсчетам аналитиков J.P.Morgan, на волне
"свиного гриппа" дополнительные доходы этой отрасли составили до 7 млрд
евро. И это несмотря на то что многие страны, убедившись в несколько
преувеличенной опасности нового вируса, начали отменять заказы по
вакцинам и даже уничтожать уже закупленные излишки.
Россия тоже не осталась в стороне от глобальной тенденции - на
закупку вакцины против "свиного гриппа" было потрачено порядка 4 млрд
руб.
Впрочем, по сравнению с тратами развитых стран это оказалось очень
небольшой суммой, так что можно считать, что российский бюджет легко
отделался.
Смертельный вирус: новый сезон
По мере того как фактор "свиного гриппа" (который по последствиям и
симптомам мало чем отличался от гриппа обычного) сошел на нет, место
главного персонажа эпидемиологических новостей осталось вакантным.
Какой новый "смертельно опасный" вирус ожидает нас в ближайшее
время, пока не знает никто. Однако можно уверенно предположить, что он
обязательно появится - либо сам, либо будучи выдуман заинтересованным
лобби, благо технология создания паники среди населения уже обкатана.
Последнее, впрочем, предпочтительнее: уж лучше мнимая угроза, чем реальный вирус-убийца.
Александр Гаспарян, РБК