Primer.Clan.su
Главная | Регистрация | Вход
 
Вторник, 15.10.2019, 09:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Все материалы [89]
Аномалии [1801]
Атмосфера [355]
Археология [666]
Авторские статьи [83]
Вулканы [94]
Война [20]
Гипотезы [1428]
Другое [20]
Животные [20]
Землетрясения [16]
Засуха [20]
Избранное [18]
Климат [20]
Космос [1]
Карстовые провалы [0]
Круги на полях [0]
Кинозал [0]
Наука [0]
НЛО [0]
Наводнения [0]
Океан [0]
Оползни [0]
Пожары [0]
Прогноз [0]
Политические факторы [0]
Предсказания и пророчества [0]
Радиация [0]
Солнце [0]
Стихия [0]
Сверхъестественное [0]
Технологии [0]
Тайны истории [0]
Ураганы [0]
Факторы и аварии [369]
Этот безумный мир [0]
Экология [0]
Эпидемии [0]
Мини-чат

Для добавления необходимо
войти или зарегистрироваться

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Ноябрь » 15 » СМЫСЛ ЖИЗНИ
12:08
СМЫСЛ ЖИЗНИ

Вот уж вопрос вопросов. Чтоб не впадать в патетическое (либо
скептическое) словоблудие, разделим сначала этот вопрос на «ступеньки»,
конкретно оговорив каждую:

— что такое вообще «смысл»?

— что такое вообще «жизнь»?

— что такое в частности жизнь человека?

— почему человеку нужен смысл жизни?


  • 1. Вообще «смысл» — это решение (ответ) задачи, в рамках которой для ее
    решения совершается действие (существует процесс), конечная цель
    которого ведет к или способствует решению этой задачи, более общей, чем
    предпринятое частное действие.

    То есть смысл отличается от цели тем,
    что достижение цели опосредованно ведет к обретению смысла. Цель по
    отношению к смыслу — не «самоцель», но лишь средство. Смысл — это цель
    второго рода, «сверх-цель», «над-цель». Смысл оправдывает и объясняет,
    зачем вообще нужно было ставить цель и достигать ее.

    Смысл относится к цели, как общее к частному, конечное к промежуточному.

    Цель
    заливки бензина в автомобильный бак — наполнение бака. Смысл — работа
    двигателя. Если двигатель не исправен, наполнять бак бессмысленно. Цель
    работы двигателя — вращать вал и колеса. Смысл — передвижение. Если
    поддомкраченные колеса не касаются земли, работа двигателя бессмысленна —
    автомобиль не движется. Цель движения автомобиля — доставить вас к
    нужному месту. «Нет смысла ехать туда на машине» означает: дороги забиты
    пробками, путь недалек, погода хорошая, быстрее и приятнее дойти
    пешком,— то есть цель-то будет достигнута и на машине, но смысл —
    быстрота, удобство, комфорт передвижения — будет отсутствовать.

    Цель
    атаки — захватить высоту. Смысл — выигрыш сражения через обладание
    господствующей высотой. Цель сражения — захватить плацдарм для
    форсирования реки. Смысл — развитие наступления всего фронта. Цель
    наступления — окружение вражеской армии. Смысл — сокрушение его военной
    мощи и победа в войне. Если ты окружишь врага, а у тебя кончатся
    боеприпасы, горючее и провиант, окружение бессмысленно: никого ты не
    уничтожишь, тебя самого уничтожат. А смысл победы в войне — твоих людей
    не будут больше убивать, твоей стране не будет грозить враг, с
    побежденного можно содрать репарации и жить сытно, мирно, счастливо, и
    быть могущественным.

    Как правило, в обыденной жизни вся цепочка
    промежуточных целей, задач и смыслов опускается сознанием человека, как
    нечто само собой понятное и разумеющееся. Начальное исходное действие
    «закорачивается напрямую» на конечную цель, т. е. ряд промежуточных
    задач объединяется в общую задачу, и решение этой общей задачи является
    смыслом, выступает в качестве смысла — как исходного действия, так и
    всех промежуточных, по отдельности и вместе. Смысл заливки бензина — в
    быстром комфортном передвижении в автомобиле. Смысл рисковать жизнью в
    атаке — победа в войне. Смысл конечной цели — это то, что мне надо, я
    этого хочу, тогда мне будет хорошо (или моей семье, родине,
    человечеству, которых я люблю, и за их благо готов отдать жизнь).


  • 2. Мы имеем смысл как целесообразность всей цепочки целей и действий от
    начала до конца. Эта целесообразность нам видна, понятна. Понятно, для
    чего нужно каждое промежуточное усилие, действие, и к чему оно ведет.
    Причем — причем — конечная цель человека как-то устраивает, он с ней
    согласен, она для него приемлема. В какой-то степени желанна. Овчинка
    стоит выделки. Потопаешь — зато и полопаешь.
  • 3. Жизнь вообще — это эволюция Вселенной, ее энергопреобразование, во всем многообразии существующих форм.

  • 4. Жизнь человека объективно — острие этого процесса. Энергоизбыточному
    человеку всегда всего мало, ему все не так, все всегда надо
    переделывать.

    Субъективно это проявляется в постоянной
    неудовлетворенности, несогласии, в ощущениях — а через ощущения в
    сознании — что «что-то не так, неправильно, недостаточно хорошо».


  • 5. Когда человек больше всего озабочен поиском смысла жизни? В
    подростковом и юношеском возрасте. Это возраст формирования личности,
    формирования взглядов и представлений о мире. Возраст познания себя и
    мира. Это возраст наибольшего энергетического подъема.

    А вот старцы к
    смыслу жизни относятся гораздо спокойнее. Хоть он у них есть (полагают
    они), хоть его вообще нет (полагают они), но как-то они внутренне
    уравновесились, успокоились...

    Что мы имеем в юности? Энергии
    много, а понимания еще маловато. Сил много, а полностью они не заняты.
    Хоть ты пацана на пятнадцать часов в сутки в шахту уголь отбивать
    загоняй — силы у него восстанавливаются быстро, и в свободные минуты он
    все равно может размышлять, на кой черт нужна эта пахота и какой смысл
    во всей этой жизни. А уж если «золотой молодежи» вообще делать что бы то
    ни было необязательно — здесь поиски смысла жизни могут часто вести к
    опустошенности, нигилизму, наркомании и т. д. А зачем все, если жизнь по
    большому счету смысла не имеет?..

    Кроме того. Молодости
    необходимо утверждать себя, а для этого нужно подвергнуть сомнению и в
    чем-то отрицать старшее поколение — его ценности, его достижения и образ
    жизни. И молодой ставит вопрос себе и старшим: «Вот, пахали вы всю
    жизнь, накопили и сделали то-то и то-то,— а какой в этом смысл? Может,
    лучше было бродяжить, на пузе в тени лежать. Мне предстоит всю жизнь
    работать, семью заводить, дом строить — а какой, по большому счету, в
    этом смысл?»

    Отсутствие смысла жизни, кто о нем задумывается,
    именно в молодости больше всего гнетет, пригибает, и — и! — заметьте,
    гонит в авантюры. На войну, в наемники, в Иностранный легион — и даже не
    мир посмотреть и себя показать, а — рисковать, испытывать напряжения,
    убивать врага (какого врага?., неважно!»..) и рисковать жизнью самому. В
    экспедиции, в горы, через пороги, вокруг света. И вот как тебя прищучит
    покрепче, что аж дух из груди вышибает,— вопрос о смысле жизни как-то
    растворяется, забывается, исчезает. Вот смысл сейчас в том, чтобы выжить
    и победить, это важно и безусловно, это берет все силы: ох туго,
    ребята, превозмочь надо, ни фига, прорвемся.

    Вопрос: это поиск
    смысла жизни — или это уход от поиска смыслы жизни, а? Правильный ответ
    такой: и то и другое одновременно. Это уход от поиска смысла жизни
    вообще, в высшем и всеобщем понимании — зато это обретение смысла своей
    жизни конкретно, здесь и сейчас, вот в этом деле и в этих ситуациях.
    Ситуации трудные, забирают все силы, риск для жизни — но есть какая-то
    общая цель, общая для взвода, политической партии, страны: установить
    более справедливый политический режим — или хотя бы открыть
    месторождение нефти, и людям будет тогда теплее и лучше жить. То есть:
    ты ощущаешь свое соучастие в каком-то большом деле, конечные цели
    которого далеко выходят за рамки твоих личных интересов, и сознание
    этого тебе отрадно, дает удовлетворение, ощущение своей значительности.

    Ребята,
    но ведь это романтика. Это условность, в конце концов. Работа, скажем,
    бухгалтера тоже по большому счету необходима. Да, но уж больно скучна и
    неинтересна молодому... в чем смысл жизни бухгалтера? Считать деньги
    миллионера, чтоб тот продолжал наживаться? Спасибо.

  • 6.
    Смысл жизни подразумевает, что имеется какая-то здоровенная задача,
    общая и достойная, куда не жалко и стоит подключать все свои силы, все
    возможности, все помыслы.

    Но где же границы этой задачи? Где конечная сверх-цель, которая придает смысл всему?

    Вот,
    условно говоря, ты строишь огромный дом, в нем будет жить масса людей,
    им будет тепло и сухо, удобно, хорошо, и в этом большой смысл твоей
    работы (не считая конкретного смысла, который можно считать твоей личной
    целью — заработать на жизнь). А если подумать — эти люди лживы,
    эгоистичны, подловаты, и пошли бы они к черту, какой смысл ради них горб
    ломать?.. Да пусть сами устраиваются как хотят.

    О'кей — это
    сплошь хорошие люди, добрые, честные, самоотверженные, и вообще твои
    друзья, которые тоже тебе как-то помогают в жизни. Построим им дом,
    ладно. А что в итоге? Все равно все они когда-нибудь умрут. А их дети? И
    дети в свой час умрут, и внуки, и правнуки, и все когда-нибудь умрут.
    Эх... Вот все живут-живут, работают-работают, радуются, огорчаются — и
    какой в этом в конце концов смысл?.. Все умрут... Так для чего же оно
    все вообще в жизни вертится?..

    Постижение конкретным человеком
    смысла жизни — как бы всеобщего, главного, Высшего Смысла — имеет такой
    механизм: к любому действию, к конечной его точке, человек приставляет
    вопрос: «А зачем это?» Зачем — строить дом, создавать семью, крепить
    страну, способствовать процветанию человечества? Все равно —
    человечество когда-нибудь прекратит свое существование, и Вселенная
    когда-нибудь прекратит свое существование, и ничего когда-нибудь не
    будет. Хоть ты дергайся, хоть ты не дергайся, что ты жил на свете, что
    ты не жил на свете, — конечный итог один, по большому счету твое
    существование ничего в жизни Вселенной не решает, и существование всего
    человечества тоже ничего во Вселенной не решает. Возникли, посуетились и
    сгинули. Хо-па.

    И тогда получается, что никакого Высшего Смысла в существовании человечества нет. И нет никакого смысла жизни. Закуривай.


  • 7. Религия отвечает на вопрос о смысле жизни в духе бессмертного
    пожелания кайзера Вильгельма I: «Не рассуждать!». Есть Бог, рай, ад,
    вечная награда, вечное наказание, и данные Богом законы. И смысл жизни в
    том, чтоб жить так, как он велел, и тем самым выполнять свое
    предназначение на земле согласно Его замыслу, и тогда тебе потом вечно
    будет хорошо. А если тебе неохота? Вася, тогда ты не прав.

    Смысл — в
    служении Ему. Просто и внятно. Лучше всего принять схиму, уйти в аскезу,
    посвятить всего себя Ему, вот и смысл жизни. А зачем — Он лучше знает.

    Или
    — смысл в пожизненном и все более глубоком постижении Его замысла и
    заветов, а замысел Его бесконечно всеобъемлющ, и дела тебе хватит на всю
    жизнь. И с каждым шагом в своем постижении ты приближаешься сам и
    приближаешь человечество к постижению Его истины и к жизни по этой
    истине, и эта жизнь делается тем самым все лучше и правильнее, а в конце
    концов она должна стать вообще царством Божьим на земле, и тогда все
    будут счастливы, а плохие ребята будут наказаны, и настанет вечная
    справедливость, и счастье, все будет очень хорошо.

    А если ты в этом сомневаешься? Тем хуже для тебя, несчастный.

    Ну, настало царство Божье. А дальше что? А чего тебе дальше, еретик неблагодарный?! Хватит, уже будет отлично!..

    В
    более общей форме: смысл жизни в том, чтобы на стороне Добра бороться
    со Злом, добро Должно в конце концов победить. И что? И тогда все будет
    хорошо. Ладно, а зачем? А дальше что? А чего тебе еще? Да это и есть
    цель всего человечества: вечное торжество справедливости, блага, Добра.

    Тогда
    вопрос смысла жизни упирается в веру. Вот если твоя вера более или
    менее имеет такие религиозные формы — смысл жизни у тебя есть, и он тебе
    ясен.

  • 8. Большинство людей заявляют, что они
    придерживаются той или иной религии. Но по большей части их
    религиозность носит весьма поверхностный и формальный характер.
    Отправление основных обрядов, в христианстве — крещение, причастие,
    исповедь, пост, венчание и т. п. Тем не менее люди, формально
    принадлежащие какой-либо религии, могут страдать от отсутствия смысла
    жизни. Вот как-то внутренне не устраивает их то, что известно им от
    отцов церкви. Знать-то они это знают, понимать-то вроде понимают, и даже
    вроде верят... им кажется, что верят, ну похоже, что верят. А смысла в
    своей жизни не видят.

    Ну согрешишь, ну покаешься. Ну, в рай попадешь,
    ну, в ад попадешь. А что это по большому счету меняет?.. Все равно
    грешников кругом полно, все равно твоя жизнь по большому счету ничего не
    изменит. И таких людей — обычных, нормальных — всегда было большинство.
    Крепко и «подробно» верующих людей, т. е. законченных ортодоксов того
    или иного рода-вида, всегда было меньшинство. Все должны к этому
    стремиться? Положим даже так. Но по жизни так никогда не получалось.
    Какие основания полагать, что получится когда-нибудь?

    Добро со
    Злом боролись всегда. С чего вы взяли, что Добро должно победить? Да это
    диалектическая пара, единство противоположностей, одно и определяется
    через другое, отдохните от ваших абстракций.

    Если человек начинает
    сомневаться в том, что проповедует религия, и хочет разобраться сам —
    ага, он впадает в грех сомнения, неверия. Вы ему советуете перестать
    думать? Большое спасибо. Этот номер не пройдет. Думать — удел человека,
    познавать — его неотъемлемое свойство.

    Опять же, религия говорит
    одно, а практическая жизнь другое. По религии надо жить так, а на
    практике все живут эдак, и священники ловко подгоняют теоретическую базу
    — что, мол, ничего страшного в такой практике нет: ну, дает банкир
    деньги в рост, ну, посылает политик солдат на убой, ну, пашет трудяга,
    чтоб иметь барахла не меньше, чем соседи, — и все это отлично
    согласуется с религией. Богу Богово, а кесарю кесарево не отдать — кишки
    выпустит. Отдаешь... Какой в этом смысл жизни?..

  • 9.
    Представления человека о жизни — ш и-р е религиозных. Можно говорить еще
    о представлениях научных, философских, практических. Ограничение
    поисков смысла жизни религиозным аспектом большинство людей не
    устраивает. Можно бесконечно вести теоретические споры об этом — но
    практика такова, и все тут. Вот большинство людей так устроены. И
    замучишься их изменять. Нет у меня для вас другого народа, справедливо
    заметил Господь.

    Мы лишь констатируем, что обретение смысла жизни по религии многих людей совершенно не устраивает. Не видят они такого смысла.


  • 10. Смысл жизни по религии — это достижение Идеала. А насчет достижения
    идеала мы уже говорили неоднократно. Не будет вам достижения идеала,
    граждане. Религиозный идеал — не более чем одна из разновидностей идеала
    вообще. Недостижим идеал. Потому что он идеал. Противоположность и
    противопоставление реальности.

    Чего хочет религия? Маненечко не того,
    что мы имеем в жизни. Ага. Все то же самое стремление изменить,
    переделать то, что мы уже и так имеем. Аспект все того же самого
    стремления человека переделывать мир.

    Смысл жизни по религии
    сводится все к тому же самому преобразованию мира. К созданию не того
    мира, который мы имеем. Э? Этот передел мира возводится в абсолют,
    объявляется самоценным, идеал объявляется достижимым, в это
    категорически предлагается верить.

  • Раздвинем
    границы задачи до краев планки — до пределов познания, до границ Бытия.
    До последней черты. До последней Цели, за которой уже вовсе ничего нет.

    И в неизмеримой дали времени мы увидим гибель нашей Вселенной.

    Конец мира.

    И все тут.

    И никакого более смысла за этими пределами нет. Ничего за ними нет.

    Нет в жизни никакого высшего смысла.

    Увы и ах. Зараза. Кто б мог подумать.

    Если бы не одно «но».


  • 13. До сих пор наука практически не придавала никакой роли
    существованию человечества в существовании Вселенной. Удивительно,
    трудно поверить, но это так. То есть что Вселенная породила человека и
    он есть часть Ее — это давно стало общим местом. А вот что человечество
    есть значимая часть Вселенной, реальная сила, которая что-то может,
    что-то делает, как-то на все существование Вселенной влияет — этим наука
    как-то свои помыслы не занимала. Потрясающе.

    Масштабы Вселенной
    казались уж больно несопоставимы с масштабами возможностей человеческих.
    Ну ничтожная же пылинка в необозримых пространствах колоссальных сил.
    Спасибо, что вообще существует.

    В XX веке Циолковский сообщил, что
    человечество «не останется вечно на Земле, но проникнет к звездам». Не
    он первый сказал это в веках, но заявление пришлось вовремя:
    воздухоплавание обретало свою теоретическую науку и подступало к
    ракетостроению. Мысль о том лишь, что человек может — реально, «по
    науке»,— выйти за пределы Земли в межпланетное и межзвездное
    пространство, выглядела дерзкой, революционной, грандиозной. Не
    переделывать — куда там! — но хоть добраться куда-нибудь и жить там, —
    о, это выглядело фантастикой, пьянило умы.

    В XX веке другой
    естественник, геохимик и биогеохимик Вернадский, увязал геологическую
    эволюцию Земли с разумной деятельностью человечества: преобразование
    земных пород, как органического происхождения, так и «косных» (неживого
    происхождения), посредством деятельности человека пошло гораздо быстрее,
    активнее; разумная деятельность является тут весомым гео-

    логическим
    фактором. Никакой «космической экстраполяции» Вернадский не проводил:
    он был добросовестнейший ученый, скрупулезно обрабатывавший достоверно
    подтвержденные научные факты, и проблем более общих, характера
    кос-мофизического, старался не касаться. Психология в круг его интересов
    вообще никак не входила, философию же он, с корректным (и
    справедливым!) пренебрежением за науку вообще не считал. То есть:
    человек здорово перелопачивает Землю — и баста; больше науке пока ничего
    не известно. (Ну, а поскольку он разумный — он должен в будущем Землю
    преобразовывать разумно, во благо себе и планете, полагал Вернадский,
    рассматривая разум как некий самодовлеющий фактор и никак не вдаваясь в
    его анализ.)

    На этом — все. «Дальнейшее — молчанье».

    То есть
    один полагал, что мы по Вселенной в конце концов разбредемся,
    расселимся, но «делать с ней» ничего не будем, кроме как на уровне
    колонизации, мелкого приспособления Ее для своего выживания: на Марсе
    будут яблони цвести, в созвездии Альфа Центавра построим Нью-Москву, и
    красивые космические корабли будут на радость людям бороздить бескрайние
    просторы мирозданья.

    Другой полагал, что мы «разумно» преобразуем
    планету максимально удобно и полезно для себя, и это полностью
    соответствует ускорению ее геологической эволюции. Может, и похоже,
    Земля для того и создана. А космос — это дело темное, сомнительное,
    никто ничего толком не знает.

    А ведь эти еще из лучших, с сожалением заметил Атос. Без смеха — поклонимся великим умам.

    Но
    все это — на тему, зачем Вселенная нужна человеку. Но — в свою-то
    очередь, с другой-то стороны — зачем человек нужен Вселенной?! Что он в
    ней делает, что он может, куда крутится этот крошечный винтик, в какое
    место механизма всажен и с какой целью: вот он есть — ну и что с того
    будет? Взаимосвязь-то какова? До сих пор связь была какая-то
    односторонняя, полупроводниковая, в одни ворота: Вселенная сделала
    человека, а человек все делает для себя. Ага. Больше у Вселенной и дела
    нет, как создавать человека, «венца творения», для его блага. Или
    наоборот, по теориям пессимистов: для его страдания, в результате.

    По
    одним теориям — сплошной антропоцентризм: вот пуп мироздания, и все
    рассматриваем с его точки зрения, с позиции его нужд и пожеланий. По
    другим теориям — «бессмысленный объективизм» — ну есть такое явление во
    Вселенной, как человек, это достойно изучения и обмозгова-ния, как и все
    явления Вселенной: как, что, почему, для чего. А зачем?! Ну, это
    ненаучная постановка вопроса, мы имеем объективную реальность, этого
    достаточно. Таковы законы природы. Каковы законы природы?! Таковы.

    Господа,
    глаза же лезут на лоб: ну ни одна же научная падла неким не понятным
    даже образом не ставила себе задачей рассмотреть все устройство и всю
    деятельность человека в неразрывной, совокупной, взаимной, двусторонней
    связи со всем устройством и всеми процессами Вселенной.

    (Возможно,
    я самую малость преувеличиваю. Возможно, меня обвинят в стремлении к
    вульгарному детерминизму. Но сути это не изменит!)

    Наука
    рассматривала существование человечества как наличие некоего милого и
    дорогого тупикового отростка в общей кишке: вот он так-то выглядит,
    такого-то размера, цвета, из таких-то клеток, которые так-то
    функционируют, ужасно он занимательный и очень сложный. Организм его
    питает, а он организмом немножко пользуется в своей жизнедеятельности. А
    вообще, если его ампутировать, кишка будет работать дальше. Организм
    огромный, кишка длинная и толстая, этот отросток на общем фоне и
    заметить-то трудно.

    А отросток вопит: зачем я нужен, в чем смысл моего существования, не может быть, чтобы я организму был ни за чем не нужен!!!!!!

    И
    он прав, этот отросток, прав более, чем отдельные микробы, которые
    считаются окружающими клетками за самых умных и образованных. Полета лет
    назад сильно умные американцы додумались, что аппендикс не нужен ни за
    чем, кроме аппендицита, т. е. своего воспаления. И стали его младенцам
    поголовно удалять. И очень быстро оказалось, что как раз младенцам-то
    аппендикс и нужен, чтобы толком переваривать материнское молоко. Бросили
    удалять. И стали скромнее. А не учи отца ебаться. Не мни себя мудрее
    природы. Она лучше знает, что к чему. Мал золотник, да дорог.

    Крошечного,
    в несколько граммов весом, взрывателя достаточно, чтоб, хлопнув,
    инициировать взрыв гигантской многотонной бомбы, хоть всего склада
    боеприпасов, были бы они соответственным образом уложены. Внимание.

    Вот человечество — крошечный боек этого взрывателя. А бомба — вся Вселенная.

    И по всему судя, взорвем ее именно мы. Больше, вроде, и некому. И — тем самым действием — Новую Вселенную создадим тоже мы.

    Это — Максимальное Действие, Самая Общая Задача, Предельное Свершение.

    Это
    — тот Идеал максимального энергопреобразования, к которому стремится
    человечество — изначально, постоянно, без пределов, по одиночке и все
    вместе.

    (См. ч. I, гл. 8 — невредно перелистать там сейчас несколько страниц, если кто плохо помнит.)

    Таким
    образом, если кто хочет правды, реальности и логики — Смысл Жизни
    Человечества — в том, чтобы, уничтожив Вселенную, создать Новую
    Вселенную.

  • 14. Энергопреобразующая деятельность человека есть часть и острие энергопреобразовательной деятельности Вселенной.

    Посредством
    самого энергомощного — «запального» — своего создания — человека —
    Вселенная преобразует себя. Вот роль человека во Вселенной.

    Если человечество Земли во Вселенной одиноко — тогда вообще все в порядке.

    Если
    есть цивилизации более «энергомощные», чем наша — возможно, тем хуже
    для нас: мы, быть может, тупиковая ветвь во Вселенной, типа
    неандертальцев, а Вселенная создала несколько человечеств, чтобы
    «подстраховаться»: кто-то вымрет, чья-то звезда раньше времени погаснет
    или взорвется, а кто-то должен выжить и развить-; ся до конца, чтобы
    исполнить свое предназначе- j ние. Но в принципе — в принципе — это
    ничего; не меняет в нашем устройстве, наших стремлениях.

    Если
    человек — или вообще жизнь — «имплан-1 тиров аны» на Землю с какой-то
    другой планеты — это также ничего не меняет в принципе. Ибо это никак не
    меняет суть энергетической эволюции Вселенной, Земли и человечества. Не
    меняет направленность этой эволюции.

  • 15. Кстати, такая
    роль должна весьма льстить представителям человечества, которые сильно
    огорчаются, если им говорят, что они не пупы мироздания и не цари
    природы. Ибо в имеющемся устройстве Вселенной человеку принадлежит столь
    важная роль, что он «имеет полное право» считать себя если не хозяином
    Вселенной (Хозяин — это круто будет) — а все-таки чем-то вроде главного
    оперуполномоченного, главнее всех прочих на своей — видимой и достижимой
    — территории.

    Веруйте, кто может, вам же будет лучше.


  • 19. Причина и источник поисков смысла жизни лежит в эмоциональной
    сфере. Как всегда, как всегда — сознание ищет рациональное объяснение
    эмоциональному стремлению. Сознание хочет подбить рациональную,
    целесообразную базу под «хотение» и действие.

    Рефлексирующего человека
    не устраивает просто «хотение» — ему потребно его осознать. Я не просто
    чего-то хочу — я должен знать, что хочу правильно, истинно, и что это
    хорошо. А иначе вступает в действие обратная связь, обратное влияние:
    если это не истинно, если в конечном итоге в этом ничего хорошего — так и
    делать неохота: «хотение» теряет свою направленность, теряет
    конкретность, исчезает точка привязки во внешнем мире, и нереализуемая
    эмоциональная энергия приобретает форму общей неудовлетворенности,
    разочарованности, беспокойства.

    Механизм здесь на самом деле
    несложный. Потребность в ощущениях первична и безусловна — первична и
    безусловна нервная энергия человека, устройство его центральной нервной
    системы задано природой. Потребность в действиях — тоже безусловна, тоже
    задана природой, но по отношению к потребности в ощущениях вторична:
    потребность в ощущениях, в удовлетворении ощущений — предшествует
    действиям. А между ощущениями и действиями у человека помещается
    сознание, разум, — это трансформатор, трансмиссия, коробка передач,
    преобразователь. Только физиологические потребности первого порядка
    удовлетворяются напрямую: дышать, испражняться, а уже далее есть и пить —
    напрямую только тогда, если пища и питье тут же, под рукой, чтобы не
    надо было напрягать разум насчет прокорма, увидел — съел; а чаще
    подумать надо, как прокормиться. А уж вся «человеческая» деятельность —
    только через осознание психические возбуждения переходят в действие.

    А
    ответной, обратной реакцией является: через осознание получить ощущения
    от действий. Иначе заработать миллион или создать шедевр не принесет ни
    малейших ощущений: а на кой черт тут торчит что-то, что я же и сделал,
    если я и так могу существовать.

    И вот это до ужаса умное
    «посредническое» сознание стремится: в одну сторону — переводить
    ощущения в максимальные действия, а в обратную сторону — получать от них
    максимальные ощущения.

    А как через сознание получить максимальное
    ощущение от действия (к чему сознание и стремится)? А это осознать
    действие таким образом, чтоб оно явилось для тебя предельно важным,
    значительным, желанным, нужным. О радость, о счастье, пляшет поэт,
    написавший гениальный стих. Чего ты радуешься, пожимает плечами жлоб,
    вот если б ты хорошую машину в подарок получил, а то — ну, какие-то
    слова сложил в рифму, зачем это надо. Я завоевал всех, гордо объявляет
    император. Все равно это через триста лет развалится, а сам ты скоро
    умрешь от язвы желудка, усмехается мудрец, три обеда не съешь,

    во всех дворцах одновременно жить не будешь, всех баб не перетрахаешъ, ты уже вообще импотентом стал в этих походах и волнениях.

    Все
    «человеческие», «созидательные» ценности — условны, и таковыми
    ценностями являются только через осознание; только через осознание
    способны доставлять какие-то эмоции, ощущения. (А если нет никаких
    эмоций и ощущений, то и делать никто ничего не будет: как может прийти в
    голову делать то, что необязательно, для выживания не нужно, не дает
    никакой радости, никакого удовлетворения, к чему нет ни малейшего
    желания, даже от скуки. Ведь даже пол веником подмести — и то: в
    результате этого действия твоим эмоциям чуть комфортнее — либо в чистоте
    приятнее быть, либо в детстве в тебе привычку к порядку вбили, либо от
    движении тонус приподнялся хоть на микрон.)

    И вот наше умное и логическое сознание стремится от всех действий получить максимум ощущений.

    И именно поэтому стремится придавать всем действиям как можно большее значение.

    А
    как этого добиться? А это — через сознание подключиться, осознать себя
    как-то причастным, как можно к большему количеству разных действий, и
    этим разным действиям, к которым ты осознал свою причастность, придать
    как можно большее значение. Чем больше действий, чем более значительными
    они осознаются, тем лучше — тем в большей мере удовлетворяет сознание
    потребности центральной нервной системы в ощущениях.

    Смысл жизни —
    это Максимальное Значение, Максимальная Ценность чего-то, к чему ты
    осознаёшь свою причастность. Через эту причастность твои собственные
    действия также приобретают Максимальное Значение, как часть великого
    общего. Через осознание своей причастности к великому делу тут осознаешь
    собственную значительность, ощущаешь удовлетворенность своей
    самореализацией, своим самоутверждением. О, тебе не вовсе безразлично
    будущее твоего народа и всего человечества — хотя сам ты и слабоват, и
    глуповат, и помрешь скоро.

  • 20. Поэтому наличие смысла жизни
    увеличивает твои силы, стимулирует, пришпоривает, придает «активную
    жизненную позицию»: ты не пыль на ветру, от тебя тоже в этом мире
    кое-что зависит, что имеет значение, нужно, потребно, желанно. С
    обретением смысла жизни у тебя появляется «так или иначе дополнительный»
    стимул к действиям — а вся-то жизнь есть действия, есть преобразование
    мира.

    Стремление к смыслу жизни - это стремление к своей
    значительности. И не только субъективно — через осознание своей
    причастности к общему великому делу, но и объективно — это придает
    желание больше делать, активнее действовать. Это позволяет совершать
    значительные поступки, большие действия, даже ценой предельных
    напряжений всех сил, даже ценой самой жизни.

    Стремление к смыслу жизни - это аспект стремления к максимальным действиям.

  • 21.
    Прекрасный пример субъективного, «пассивного», «внутреннего» стремления
    к смыслу жизни — это придание большого значения таким условным
    ценностям, как победа спортивной команды для ее оголтелых фанатов.
    Только не надо про «гимн человеческому телу и духу»! Искалеченные в
    схватках гладиаторы, с гипертрофированными группами тех или иных мышц,
    щерясь от «спортивной» злобы к соперникам и норовя вывести их из строя
    «в рамках правил» или вне рамок, пихают круглый предмет в большую
    деревянную рамку или маленькое металлическое кольцо. Фанаты ревут и
    стонут! Ездят за ними из города в город, тратят деньги, празднуют
    победу, конце концов они все равно умрут, а кроме того, все они сволочи.
    Какой смысл?

    А можно сбежать с любимым человеком на необитаемый
    остров, и никого никогда больше не видеть, кормиться, наслаждаться
    природой, любить друг друга — и обрести в этом смысл жизни, и быть
    совершенно счастливым и удовлетворенным своей жизнью.

    Более того:
    жить отшельником, вообще уйдя от всех людей, созерцать мир, размышлять о
    жизни, и находить в этом великий смысл своей жизни. Даже при этом не
    только не веря в Бога, но и полагая, что и человечество отнюдь не вечно,
    и весь мир к концу идет.

    Как же так? Где же причастность к большому и благому общему делу, а?


  • 24. Ай-я-я-я-я-я-яй, закричал глупый король, потому что слов от
    возмущения у него уже не было. Мы не короли, нам приходится выражать
    свои мысли через членораздельную речь.

    Получается страшная вещь,
    получается нехорошее ругательное слово под названием «релятивизм».
    Получается, что насчет смысла жизни многое весьма относительно.

    Получается,
    что смысл жизни может быть для каждого свой собственный. Получается,
    что смысл жизни человека — штука субъективная. (Буквально навроде
    счастья.)

    Вот два врача. Живут, работают и зарабатывают совершенно одинаково. У одного есть смысл жизни, а у другого нет. Э?

    Вот
    два книгочея. Один читает мудрые мысли, глаза у него горят, что-то
    такое значительное в них светится, и смысл жизни у него есть. Другой
    читает мудрые книги, глаза у него делаются все печальнее, никакого
    смысла в своем занятии он уже не видит, и от отсутствия такового смысла
    жизни лезет на свой книжный шкаф и вешается.

    Можно взять людей
    любой профессии и с любой судьбой, и найти такую во всем одинаковую
    пару, где один будет полагать в своей жизни смысл, а другой — нет.

    Из
    справедливости и добросовестности заметим, что в разных
    профессиональных, социальных и возрастных слоях процент «страдальцев без
    смысла жизни» различный. Их больше среди молодых, и меньше среди
    старых. Больше среди богатых и благополучных, и меньше среди бедных и
    плохо устроенных. Больше среди живущих в безопасности, и меньше среди
    живущих «под прессом» опасности — солдат-наемников в работе,
    профессиональных революционеров, спасателей.

    Больше среди «думающих», и меньше среди «бездумных» конформистов.

    И
    еще одно примечательно и принципиально. Жил-был человек,
    работал-работал, и вдруг обнаружил, что смысла в его жизни нет,— а
    раньше вроде как-то был, не очень он задумывался об этом, но вообще
    смысл в своей жизни и в жизни вообще видел, полагал. Ничего в его жизни
    не изменилось — а смысл пропал! И обратный вариант: страдал-страдал
    человек в поисках смысла своей жизни — и как-то со временем его обрел,
    нашел, ощутил; ничего не изменилось, а смысл появился. Хорошо стало.

    Смысл жизни конкретного человека субъективен.


  • 25. Что такое «смысл жизни»? Это категория сознания. Через осознание
    себя и своих действий, через осознание устройства мира, через осознание
    связи своих действий с устройством мира и происходящими в мире
    процессами — человек обретает для себя какую-то Высшую Ценность, и
    осознание своей «пристегнутости», причастности к работе на эту Высшую
    Ценность и есть для него лично смысл жизни.

    Но придает чему-либо Высшую Ценность он сам!!!

    Это
    можно называть «обретением смысла», можно «нахождением смысла», а можно
    «созданием смысла» — разницы тут никакой. Осознал смысл — есть он у
    тебя, не осознал — нет его у тебя.

    Потому что объективно, вне
    человека, никакого смысла не существует. Если из мира условно изъять
    человечество — то абстрактно, вне человека, не применительно к человеку,
    никакие человеческие действия никакого смысла никак не имеют и иметь не
    могут.

    (Ибо остается только «внегуманизированное»
    энергопреобразование Вселенной на уровне естественного закона — а
    человеческое сознание категорически отказывается признавать
    «Взрыв-Уничтожение-Созидание» за смысл своей жизни, о чем мы уже
    говорили.)

    Ты хочешь смысла? Так не забудь о трудностях.


  • 36. У последней черты мучения по смыслу жизни отлетают напрочь. Узнав о
    смертельной болезни, скажем, человек резко теряет интерес ко многому в
    жизни. Почти каждый становится несколько ипохондриком, и прежде всего
    озабочен своим здоровьем. Это не есть шибко хорошо, но это факт, а не
    реклама.

    Жизнь сама по себе сразу представляется человеку такой
    ценностью, такой замечательной штукой, таким невероятным счастьем, что
    он уже воспринимает ее только с положительной стороны. Какие мучения о
    смысле, о чем вы говорите! Быть, видеть, сознавать, ощущать, — какая
    разница, богат ты или беден, красив или уродлив, все равно живешь, какая
    невероятная благодать!

    Обычно для смертельно больного смысл
    жизни—в том, чтобы просто жить, и этого вполне достаточно! ведь жизнь
    включает в себя все на свете, и даже размышлять о смысле жизни — это
    прекрасно, хотя так до смешного неважно, можно ведь просто смотреть на
    белый свет, и этого достаточно.

    И надо сказать, что если человек
    выкарабкался из опасной болезни — это очень способствует сохранению
    здорового духа на всю оставшуюся жизнь. Он заглянул за последнюю черту —
    и оценил ни с чем не соизмеримое счастье жизни. И сразу она обретает
    для него смысл! Боже, сколько великого смысла даже в мимолетном взгляде
    на паршивую помойку из окна! Там бывают люди, там лежат вещи, там где-то
    сверху светит солнце или идет дождик, и дует ветерок, и ты все это
    воспринимаешь, ты жив, ты видишь, чувствуешь, понимаешь — и оцениваешь
    благо бытия.

    Пусть знакомый доктор с тобой пошутит. Пусть у тебя
    похолодеет под ложечкой, пусть тебе небо покажется с овчинку, и
    ночку-другую ты посмотришь в темноте в потолок. Вот тогда ты взглянешь
    на смысл своей жизни с другой стороны. С этой другой стороны он
    оказывается такой хороший и большой, что аж плакать хочется.

  • 37. Однако есть еще неприятная ситуация, которую я бы назвал «синдром достигнутой цели».

    Жизнь
    рядового человека чаще всего складывается так. В подростково-юношеском
    возрасте он думает о смысле жизни. С этими думами он взрослеет,
    отслуживает армию, кончает институт (или обходится без этого), начинает
    свою трудовую биографию, женится, рожает детей, обзаводится жильем,
    мебель, машина, быт, рост по службе, да как-то уже не до смысла жизни,
    повзрослел; и вот лет в тридцать у него уже все более или менее
    налажено. Или в сорок — дети подросли, возни с ними куда меньше,
    квалификацию повысил, должность уже пристойная, да и заработок побольше.
    И тут на него с новой силой обрушивается сознание того, что жизнь
    бессмысленна! Вот зачем, по большому счету, нужно все то, что он сделал и
    делает? А главное — зачем продолжать это все делать?..

    Возникает
    такое размышление: все, что он жизни «должен был» сделать, он уже
    сделал. Что теперь? И зачем, к чему, ради чего жить?..

    В молодости
    и первой зрелости было проще: ясные конкретные желания, ясные
    конкретные цели, и все как-то шло путем. Можно было не очень
    задумываться, да и уставал, да и вообще как-то все веселее было: жизнь
    налаживалась, то-другое делалось, приобреталось, строилось, мелкие
    жизненные мечты исполнялись. И вдруг обнаружилась пустота.

    Кстати о
    том, что конкретные привязки успешно забирают на себя ту энергию
    ощущений и размышлений, которая иначе идет на привязки абстрактные и в
    сущности неразрешимые.

    Мы имеем ослабление напряжения. И «внутренний вред» этого ослабления.

    Кстати
    об «английском сплине» — «байронической болезни». Подростково-юношеский
    возраст проведен в суровой закрытой школе. Налаживание всех внешних
    условий взрослой жизни совершенно в соответствии с жестко определенными
    традициями. Регламентация всех сторон жизни оставляет много времени и
    сил без применения, ибо жизнь британского аристократа старых добрых
    времен была очень размеренна и без напря-га: этот клуб, этот портвейн,
    эта охота на лисиц, эта прославленная английская точность времени во
    всем, а в сущности делать нечего, механизм жизни тикает сам с
    исправностью швейцарских часов. Легко, просто, и не хрен делать. Вот вам
    английская хандра. А вот если труба призовет — колонизаторы,
    путешественники, мореплаватели, солдаты — были отменные.

    Что делать?

    Терпеть.
    Ждать. Утрясется. А ты что хотел — прожить жизнь не мучаясь? Так не
    бывает, парень. Считай свои мучения по смыслу жизни платой за достижение
    цели, которой сам хотел и добивался.

    А также ищи всяческий смысл в том, что у тебя есть и что ты уже сделал.

    А
    также учти, что твоя неудовлетворенность отсутствием смысла жизни
    означает: тебе потребна новая цель, возвращение напряжения, усилия по
    достижению. Шагай дальше, бери круче к ветру.

    «В чем смысл этого
    всего?» означает: я способен на большее! Так тебе что, плохо, что ты
    способен на большее? Хорошо-то хорошо, да не знаешь, на что именно, и
    обстоятельства не позволяют, да? Мучайся, думай, ищи, борись — вот твой
    удел и вот твой крест, так неси его и не ной.

  • 38. «Синдром,
    победы» — так можно назвать частную разновидность синдрома достигнутой
    цели. Это чувство опустошенности внутри себя и бессмысленности
    происходящего снаружи себя, это то же отсутствие смысла жизни, которое
    хорошо знакомо вернувшимся с войны солдатам. Причем война не обязательно
    должна закончиться победой — она может быть проиграна, но для тебя
    лично достаточно того, что ты честно воевал и вернулся с войны живым, т.
    е, сугубо личная цель как бы и достигнута.

    На войне все было очень
    трудно, опасно,— и просто: все ясно, конкретно. Жизнь — смерть. Труд —
    отдых. Опасность — безопасность. Свои — чужие. Пусть даже командир
    сволочь, приказ идиотский, работа зверская, но постоянная опасность
    смерти на передовой по прошествии краткого времени так придавливает
    психику, что на абстрактные поиски смысла жизни никаких сил и желаний
    уже не остается.

    И вернувшийся солдат — человек в цвете молодой
    энергии — не может найти в мирной жизни себя, своего места, достойных
    ценностей, которые его устраивают, т. е. нравятся и забирают достаточно
    много психической энергии. Он смотрит по сторонам: и это тот мир, о
    котором мы в окопах мечтали, за который ребята жизни клали?! Где
    награда, где счастье, где справедливость, почему вечно процветают ловко
    устроившиеся сволочи, в чем же смысл этого всего?..

    И он пьет.
    Ширяется. Дебоширит. Идет в бандиты. Хочет вернуться в армию — к той
    жизни, где все проще, честнее, труднее. Но если ничего этого и не делает
    — все равно война остается главным в его жизни, он ее вспоминает до
    смерти, ничего более крупного и значительного у него уже не было.

    Что
    мы имеем? Резкое падение напряжения. Резкое снятие категорически
    необходимой цели (выстоять, победить, выжить). Высвобожденная энергия не
    находит точки привязки, которая дала бы возможность совершать такие же
    значительные действия, испытывать такие же сильные ощущения, как раньше.

    Хоп
    — сунь его на новую войну. В первые часы и дни он будет почти счастлив:
    вот она, страшная и трудная, но настоящая и ясная жизнь! Через пару
    месяцев он снова возмечтает о мире и гражданке: какой я был идиот, что
    не оценил комфорт, безопасность, свободу, все прелести нормальной жизни!

    И так далее. Ибо человеку всегда надо не то, что у него есть.

    Смысл
    жизни — это название (или следствие, или аспект, все равно) разрыва,
    несоответствия между ощущениями своих возможностей и осознанием своего
    положения.

    Поиск смысла жизни — это стремление через осознание
    мира обрести такие ценности, которые могут дать ощущения и напряжения на
    уровне максимальных, на уровне тех, что ты имел на войне.

    Но
    ничто в мирной жизни тебе этого не даст. Даже работа полицейского,
    спасателя, пожарного — «плоха» тем, что ее, в конце концов, в любой день
    можно добровольно бросить, эти опасности и напряжения искусственны тем,
    что от них в любой момент можно, в сущности, отказаться.

    Есть рецепт, доктор? Нет рецептов. Страдай, паши, цепляйся за большие и опасные дела.

    Примечательно,
    что из крутых солдат, профессиональных головорезов, выходили подчас
    известные священники, монахи, праведники,— энергия и страсть обретали
    точку привязки в религиозном идеале.

  • 39. Аналогичное
    отсутствие смысла жизни обнаруживает часто профессиональный спортсмен по
    завершении спортивной карьеры. Все трудности и проблемы перед ним стоят
    те же самые.

    Что интереснее и типичнее, чаще, — отсутствием смысла
    жизни нередко страдает человек, который страстно любил, страдал,
    добивался любви—и вот наконец добился, женился, и зажил мирно и
    счастливо. (То, что происходит после концовки любовных романов со
    счастливой свадьбой, ага: старая шутка.) Так все хорошо, так все
    замечательно,— так отчего же через какое-то время приходит мировая
    тоска, мысль о самоубийстве, желание встрять в какую-нибудь авантюру и
    т.п.?

    Как только на его голову обрушится измена жены (слегка
    наскучившей), разорение (презирал деньги), революция (презирал это
    государство), тяжелая болезнь (не видел смысла в своей жизни) — всё,
    чему он «особого» смысла не придавал, не находил, не видел и страдал
    из-за отсутствия упомянутого смысла — мгновенно займет его помыслы и
    чувства настолько, что на «смысл жизни вообще» ему резко станет плевать,
    не до того.

    Что же это значит?!

    Это значит, что человеку
    потребны конкретные трудности, конкретные страдания, конкретные
    переживания, конкретные желания чего-то. Если удовлетворить все
    конкретное, что можно себе представить — настанет та самая вечно
    известная и многократно испытанная скука. Силы есть, а приложить не к
    чему (не знает, к чему). Вечная неудовлетворенность принимает
    абстрактный характер.

    Поиск смысла жизни — абстракция неудовлетворенности.

    Тебе нужен смысл жизни? Конкретизируй свою жизнь, тащи себя за шиворот к трудностям и через них, все и образуется мало-помалу.

    Строго говоря, практически все трудности жизни человек ведь сам себе и устраивает. «Для проживания» ему ведь очень мало надо.


  • 40. Многие-многие люди нередко и всю жизнь слегка мечтают бросить все к
    черту и в идеале поселиться на необитаемом острове, просто жить там,
    наслаждаться бытием, природой, не знать всей дребедени, происходящей в
    «большой жизни», не знать ее суетности и треволнений, купаться, плоды
    собирать... как хорошо.

    Глупые психиатры и всякие психоневропатологи
    говорят, что это невротическая реакция на жизнь, это недостойно
    человека, человек должен созидать, жить в обществе, приносить пользу и
    всякая такая гуманистическая мутотень. Вот он и так живет и созидает, а
    только все это ему нередко противно, неохота, а вот на необитаемом
    острове так было бы хорошо... бросить все к черту и просто жить, дышать,
    отключиться от бессмысленного напряга окружающего гадства и труда.

    Если это невроз, то я китайский мандарин, причем не тот, который во дворце, а тот, который в кожуре и разделен на дольки.

    Первое.
    Это естественное желание человека иметь не то, что он имеет, жить не в
    том мире, в котором он живет сейчас: стремление к переделыванию мира и
    своей жизни.

    Второе. Если бы люди этого действительно хотели, то
    владельцы судов, обслуживающих линии «Большие города — необитаемые
    острова», гребли бы деньги бульдозерами. А так люди отдельно — острова
    отдельно. Остров здесь не является реальной и конкретной целью,
    поселиться на нем не так сложно. Это некая субъективная, условная
    величина, это оформленное в какие-то реальные черты желание. Это форма
    неудовлетворенности имеющейся действительностью. Что как нельзя более
    естественно для человека.

    Третье. Психика человека регулярно
    переутомляется от того, что он постоянно делает. Устает человек.
    Недосыпает, пашет, нервничает. А если далее бездельничает — психика
    может уставать оттого, что он никак не может найти смысл жизни, своей и
    вообще, и он устает от своих мыслей и отрицательных ощущений.
    Необитаемый остров — это просто «формула ухода» от психических
    перегрузок.

    Упомянул я это потому, что желание ухода на
    необитаемый остров связано у человека с безуспешными поисками смысла
    жизни. А поиски смысла жизни могут быть связаны не только с недогрузом
    психики, но и с перегрузом. Противоположности сходятся, тот самый
    случай.

    Зрелый человек под сорок, успешно устроившийся в
    современном мире, обычно работает довольно напряженно. Работа, жилье,
    семья, масса бытовых мелочей, и все ложится на нервы, и времени «пожить
    просто в свое удовольствие» не хватает. И человек спрашивает себя:
    строго говоря, на кой оно мне все надо? Зачем я пашу? Почему не лежу под
    пальмой? Ради чего кручусь, как белка в колесе? Какой смысл в этом
    всем, если задуматься?.. Не лучше ли было бы бросить это все, и жить на
    том самом необитаемом острове? А?..

    Не переутомляйтесь. Вот что из
    этого следует. Полежите. Бросьте все, что можно бросить без особых
    катастрофических последствий. Определите для себя самый необходимый
    минимум дел и обязанностей. Хрен с ним, с вылизыванием квартиры, сменой
    мебели и погоней за всеми благами, чтоб «быть не хуже других».

    Самоутверждение заставляет человека влезать в гонку. Поиск смысла жизни — побочный эффект и расплата за эту гонку.

    Человек сам устраивает свою жизнь, чтоб мучаться. Никто его не заставляет искать смысл жизни.

    Фокус
    в том лишь, что рефлексирующий человек хочет мучаться и не мучаться
    одновременно. Сознанием — не хочет, а потребностью в ощущениях — хочет. А
    задача в том лишь, чтобы вытащить ощущения на уровень сознания.

    Слова жестокосердого:

    Пусть
    мучится! Господь терпел, и нам велел. Мучась и размышляя, человек
    додумывается до разных разностей и совершает всякие поступки.

    Поиск смысла жизни - разновидность потребности в страдании.

  • 41. Человек может обрести смысл жизни в одиночестве на необитаемом острове.

    В любви.

    И даже просто в мужественном перенесении своих страданий.

    Это
    значит лишь, что он примиряется со своей жизнью. Не вынужденно, под
    пистолетом, под давлением, когда и рад бы сделать иначе, да не можешь.
    Примиряется внутренне — признавая, что его жизнь, какая она есть, ценна,
    достойна, ему есть отчего испытывать удовлетворение, есть за что
    уважать себя, есть чем гордиться, есть в чем находить муки и радости.

    Он
    наполняет все помещение тем газом, который имеет, употребляя это
    смешноватое сравнение в значении, упомянутом выше. Он приемлет свою
    жизнь, выражаясь иными словами.

    Он ликвидирует разрыв между
    ощущением своих возможностей и осознанием своего положения. Его сознание
    придает достаточную ценность тому, что у него есть — и через
    осознава-ние того, что есть, в качестве ценностей, он получает ощущение
    значительности своей жизни, значительности достаточно большой, чтобы она
    соответствовала его представлению о смысле жизни.

  • 42. Резюме, а то было много слов.

    Что
    такое смысл жизни? Это вечное несоответствие между тем, что ты есть, — и
    тем, чем ты в идеале хочешь быть. А хочешь ты быть всегда еще
    значительнее, реализоваться еще полнее, утвердиться еще больше. И для
    этого — через сознание подстегнуться к максимальному, идеально великому
    действию; вектор твоего стремления всегда направлен вперед и вверх, к
    Идеалу, не существующему в реальности. Ты всегда ощущаешь, что «может
    быть еще что-то, должно быть еще что-то», и твое сознание стремится
    сформулировать это вечное ощущение не полной, не абсолютной
    удовлетворенности тем, что есть — и даже тем, что может быть.

    Как
    найти (обрести) смысл жизни? Дать себе ощущения такой силы, чтоб этот
    вопрос растворился (любовь, война, подвиг, трудности). Тогда сильное
    ощущение от чего-то превратит это «что-то» в ценность — а сознание
    уравновесит это ощущение тем, что подтвердит: да, это здоровенная
    ценность, я это могу понять, я ведь ощущаю это; сознание и ощущение
    придут в равновесное согласие — а это и есть обретение смысла жизни. Это
    первый путь, а второй — направить свое сознание на что-то, что ты
    имеешь или делаешь, и всячески искать, рассматривать, доказывать себе,
    что это важно, ценно, что это можешь только ты, что ты просто уникум,
    есть чем гордиться, есть за что уважать, — и тогда твое сознание, как
    увеличивающий напряжение на выходе трансформатор, поставит твоей
    потребности в сильных ощущениях ощущение такой силы, что, оценивая его
    силу и положительность, сознание скажет: да, это вполне соответствует
    тому, что я вижу и имею, это вполне смысл моей жизни.

    Найти смысл
    своей жизни (это все равно что «найти себя», «найти свое место в жизни»,
    «обрести себя») — означает лишь привести в равновесие потребность
    ощущать свою значительность — с потребностью осознавать свою
    значительность. Вот как все в жизни просто, если спокойно разобраться.
    Это максимальное душевное равновесие. Это ощущаемое и осознанное — в
    общем и главном — удовлетворение собой, своими делами, своей жизнью.

    Это
    ощущение и осознание самодостаточности такого равновесного состояния:
    «Пусть даже весь мир провалится в тартарары, плевать мне на все, я
    сделал все, что мог, и то, что хотел, и то, что был должен, я любил, я
    страдал, я совершал храбрые поступки, но трусливых тоже отведал, делал
    добро, но и зло бывало, я немало всего вкусил, я многое упустил, но без
    этого не бывает, и жизнь моя — это кое-что, смысл в ней есть, будьте
    спокойны, я это знаю, и достаточно этого». А уж если ты оставил хоть
    какой-то след на земле и в душах людей — ну, тогда вообще неплохо.

    Обретение
    смысла жизни — это оправдательный приговор суда над самим собой. Твое Я
    отвечает твоему Сверх-Я: о'кей, в общем я в порядке.

    Чем крупнее
    задача, к которой ты сумел «под-стегнуться» — тем лучше. Но если ты не
    утвердился в осознании ее как «осмысливающей» ценности — толку в ней
    никакого.

  • 43. Так вот же вам в заключение конфетка за внимательное чтение и хорошее поведение.

    Ведь
    по большому счету случайностей в жизни не бывает. И по большому счету
    всегда происходит то, что должно было произойти — так или иначе, здесь
    или там, раньше или позже. Нет случайности в появлении человека во
    Вселенной. Об этом мы уже много говорили.

    Вселенная создала человека. А человек создаст новую Вселенную.

    Мир крутит человеком. Но мир и крутится посредством человека.

    Ты
    — необходимое условие, необходимый пунктик эволюции Вселенной, всего ее
    существования. Ничего более сложного, хитромудрого и совершенного, чем
    ты, во Вселенной пока не обнаружено; очень не исключено, что ничего
    такого больше и нет.

    И в этом плане весь смысл Вселенной, всей ее
    деятельности до сего дня — это создание тебя. Со всеми твоими потрохами и
    кандибоберами.

    А весь смысл деятельности твоей — чтоб вся эта
    вселенская механика не прекратилась, чтоб вообще не прекратилось Бытие.
    Было человечество в прошлой Вселенной, будет оно и в будущей.

    А
    устроен ты так, как устроен, механизм сложный, его функционирование и
    самомотивация этого функционирования очень сложны. Зато и кпд огромный,
    не сравнимый ни с чем больше в той же Вселенной. Неизбежен тут и
    «коэффициент трения», и «побочные эффекты». Без этого невозможно.

    Но
    в результате — все твои действия, все твои переживания, мучения,
    страдания, радости — суммируются в то общее движение человечества, без
    которого по большому счету, опять же, мир не может крутиться. Все, что
    бы ты ни делал — это твой личный вклад в то, чтобы мироздание вертелось и
    продолжалось.

    Тебя лично может не быть, ты можешь вдруг утонуть,
    повеситься, делать что угодно, и в общем ничего не изменится. Но коли уж
    ты есть — ты делаешь именно то, что ты делаешь, и все это — крошечная
    слагаемая, пусть кривая, пусть раздрызганная, но все равно — слагаемая
    общей деятельности человечества по кручению мира и обновлению его.

    Вот
    куда складываются все мысли, и чувства, и поступки. Они взаимогасят
    друг друга в огромной степени — но не полностью. Они не имеют смысла,
    если рассматривать их изолированно от существования и эволюции Вселенной
    — но суммарный смысл всей деятельности человечества в том, чтобы мир
    вертелся, в общем и целом.

    Без всех твоих переживаний — не могло
    бы быть всей деятельности человечества. Они — неизбежные проявления той
    самой деятельности, той самой энергоизбыточной центральной нервной
    системы человека, которая и есть энергопреобразующий Вселенную фактор.
    Ага?

    Можно ли проще все устроить? Видимо, нельзя. Не будешь
    переживать — не будешь думать — не будешь стремиться — не будешь
    действовать — не будешь перелопачивать мир.

    А если суммировать все
    твои действия — итоговый импульс всегда будет в общем тот же:
    стремление к максимальному действию. Все прочее — разнообразнейшие
    «наведенные токи»: механизм подготовки, обеспечения, мотивации,
    стимуляции и т. д.

    Вот тебе осознание твоей связи со Вселенной и
    взаимообусловленности вашего с ней существования. Вот тебе высший смысл
    твоей жизни, но более — жизни человечества.

  • www
    Категория: Гипотезы | Просмотров: 191 | Добавил: gonch | Теги: Смысл, жизни | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа
    Поиск
    Календарь
    «  Ноябрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930
    Архив записей
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019Бесплатный конструктор сайтов - uCoz