Бусинки «Дзи» – одни из наиболее таинственных бусинок, известных нам
сегодня. Неизвестны точное время происхождения, изготовления и даже
период, на протяжении которого они являлись важной частью тибетской
культуры. Известно лишь, что эти солнечные каменные бусинки, испещренные
мистическими узорами (глазки, полосы, мастика битумная), в настоящее время являются
наиболее оберегаемыми бусинками в мире.
Значение слова «Дзи» в Тибете соответствует значению слов «сияние,
яркость, четкость, блеск”. Земля, с которой они связаны – Тибет, сама
по себе окутана ореолом таинственности. И драгоценностям там всегда
придавали огромное значение: они использовались как способ показать
статус владельца, а также имели большое религиозное значение. Даже самые
бедные семьи хранили некоторые виды бусинок в качестве амулетов.
Суровый ландшафт вносил ощущение, что зло в жизни тибетцев вызвано
негативным влиянием окружающей среды. Поэтому драгоценности
использовались как защита. Особо в этом плане почитались бирюза и
коралл, обладавшие, по мнению тибетцев, особыми защитными свойствами.
Кроме того, бусинки «Дзи» помещали внутрь религиозных статуй, для того
чтобы усилить их влияние. Сами бусинки в зависимости от цвета
соответствовали определенным стихиям: красный коралл символизировал
кровь, огонь и свет, бусинки из бирюзы – воду, небо и воздух, янтарь –
землю.
Драгоценности жителей Тибета были достаточно большими, чтобы без
труда можно было определить социальный статус их владельца, а также
довольно прочными, чтобы выдержать частые перемещения. Для них
характерен декоративный дизайн поверхности, смелая обработка драгоценных
и полудрагоценных камней, либеральное использование кораллов, янтаря и
бирюзы. Тибетские бусинки просты и пропорциональны. Красочная раскраска и
сложный рисунок делают их похожими на бусинки, найденные в Индии и
Китае. Сами ожерелья имеют определенную ценность исходя не из стоимости
драгоценных и полудрагоценных камней, из которых они сделаны (так как
очень часто это были стеклянные имитаторы настоящих камней) а из
интенсивности цвета, веса оправы, размера кораллов и того, что это
настоящие бусинки «Дзи». Ценность определялась и тем, насколько хорошо
смотрелось ожерелье. Однако следует заметить, что бусинки «Дзи» не
только добавлялись в ожерелья, но и вплетались в волосы тибетских
женщин. В ранней тибетской литературе также встречаются упоминания о
шкатулках, усеянных бусинками «Дзи».
Хотя ныне на тибетских землях распространен буддизм, считается, что
бусинки «Дзи» появились во времена, когда существовала религия,
названная Bon – верой. Это следует из странных рисунков на бусинках,
которые наводят на размышления о шаманстве и настоящем колдовстве.
Трудно сказать что-нибудь наверняка о «Дзи», поскольку тибетская
культура запрещает какие-либо археологические экспедиции на ее земле.
Известно лишь, что они использовались как амулеты, увеличивающие силу.
Происхождение бусинок «Дзи» окружено множеством мифов. Бусинка «Дзи» –
часть «семейства» бусинок, известных как гравированные бусинки. Этот
древний процесс украшения халцедона (своего рода кварц) путем химической
обработки, изменяющей поверхностный состав, возник в цивилизации Долины
Инд, а позже распространился на территории Ирана.
Определение среди бусинок «Дзи» «чистых» «Дзи», то есть таких,
которые жители Тибета сочли бы настоящим экземпляром этого типа, – не
всегда легкая задача. В зависимости от региона Тибета специфика «чистых»
«Дзи» меняется. Однако в целом можно сказать, что бусинка «Дзи»
является гравированным агатом или халцедоном с нанесенным на нее
определенным рисунком: глаз, круг, квадрат, двойная волна и отдельные
полосы и волны. Наиболее ценной считается бусинка с глазами, особенно
девятиглазая бусинка «Дзи», поскольку число 9 считалось священным во
времена Bon – веры, хотя в буддизме ему не придается такое важное
значение.
Бусинки чаще всего были трубчатыми, 1-2 дюйма длиной (иногда длиннее), и как бы сияли, что связано с хорошим «Дзи».
Одним из интересных видов, не являющихся типичным «Дзи», но
считающийся в их семействе амулетом удачи, является так называемый «глаз
овцы». Это плоская бусинка с кругами, напоминающими глаза или луну с
одной или обеих сторон. Такая бусина – очень мощная защита от «злого
глаза». «Дзи», особенно найденные, стоят очень дорого и их очень трудно
достать. Большинство жителей Тибета дорожат «Дзи», т.к. это обеспечивает
их защиту и может привести к неудаче в случае потери. Древнее
происхождение и запрет на археологические раскопки на территории Тибета
привели к огромному спросу на настоящие бусинки «Дзи», во много раз
превышающему предложение.
Трудно сказать что-нибудь наверняка о «Дзи». Ученые дискутируют о них
на протяжении многих лет из-за недостатка документальных свидетельств.
Однако это просто удовольствие рассматривать красивые драгоценности
жителей Тибета и окружающих гималайских стран и видеть мистическую
бусинку, несущую в себе такую сильную энергетику.
«Дзи» – гравированные бусинки.
Наиболее достоверное время изготовления первых бусинок из халцедона –
2700 лет до н.э. В основном они были найдены в месопотамском и Инд
участке цивилизации Lothal и Chanhu Daro. Другой период изготовления
этих бусинок – от 550 года до н.э до 200 года нашей эры. Такие бусинки
были найдены главным образом на индийских участках Субконтинента.
Заключительный период изготовления – с 224 до 643 года нашей эры, и
происходило это в Иране. Однако данный вид искусства не исчез – бусинки
как гравированные изделия, хотя не обязательно украшенные бисером,
производились и в ХХ столетии. Точный метод изготовления «настоящих»
бусинок все еще неизвестен.
Истории о бусинках «Дзи»
Жители Тибета полагают, что «Дзи» – драгоценности сверхъестественного
происхождения. Известно много различных историй и легенд, окружающих
«Дзи». Их возникновение связывают с древними временами, когда полубоги
носили их как украшения. Всякий раз, когда «Дзи» немного портилась, её
выбрасывали. Это объясняет, почему бусинки никогда не находили в
отличном состоянии. Как только они падали на землю, сразу превращались в
насекомых. Есть несколько историй относительно «Дзи» как насекомых. В
них рассказывается, что когда-то «Дзи» были насекомыми, которые жили,
подобно червям, в земле, но превращались в камень при контакте с
человеческой рукой. Одна история рассказывает о человеке, который увидел
такое насекомое высоко в горах и набросил на него шляпу, чтобы поймать.
Когда он снял шляпу, насекомое превратилось в камень. Иногда насекомых
«Дзи» находили в экскрементах рогатого скота или рогах убитых животных.
Теория о насекомых широко распространена и часто используется, чтобы
объяснить, почему часто «Дзи» находят вместе, они формируют своего рода
«гнездо». Существует также легенда, что даже после того, как бусинки
раскопаны, они некоторое время продолжают двигаться.
Еще в одной легенде от Ngari (Западный Тибет)
говорится о том, что «Дзи» произошли из горы около Rudok. В древние
времена они стекали вниз по её склонам потоками. Однажды злая женщина
бросила взгляд на гору, и поток тут же остановился. Отсюда характерные
черно-белые полосы на «Дзи».
Известна и одна из современных историй о «Дзи», ставшая своего рода
«городской легендой». В результате автомобильной катастрофы в Тайбэе все
пассажиры погибли бы, если бы у одного из них не оказалась при себе
бусинка «Дзи».
Все эти истории подтверждают верования, что «Дзи» являются волшебными
и способны защитить их владельцев от неприятностей, болезней и плохого
настроения. «Дзи» имеют и лекарственную ценность. Традиционная медицина в Тибете для
лечения эпилепсии использует порошок, полученный из ненарушенного
(несломанного) «Дзи», в смеси с другими волшебными веществами, из
которых делают пилюлю для страдальца. Очень важно использовать именно
ненарушенный «Дзи», потому что если «Дзи» сломан, значит его мощь была
израсходована для защиты.
Вопросы о «Дзи»
Остается еще очень много вопросов о «Дзи», а именно:
Как точно они изготавливались, какое место занимают в тибетской
культуре, откуда фактически произошли и из чего изначально были сделаны.
Эти вопросы остаются предметом для дискуссий между изучающими бусинки в
течение многих лет. Археологические исследования пролили некоторый свет
на ситуацию, однако несущественный из-за ограничений на раскопки в
Тибете. В настоящее время какие-либо выводы можно сделать лишь исходя из
исследований в других областях науки и литературы.
Большинство исследователей соглашаются с тем, что эти бусинки
древнего происхождения, и, по крайней мере, из тибетского региона, если
не из Тибета непосредственно. Однако известен один озадачивающий факт.
Несмотря на многочисленные легенды, связанные с «Дзи», и доказанное
историческое значение их в жизни тибетцев, в книге, написанной братом
далай-ламы о тибетской культуре, которая содержала много иллюстраций
различных драгоценностей, бусинки «Дзи» не упоминаются, хотя они
изображены на некоторых иллюстрациях. Есть также некоторые
противоречивые данные о том, что свидетельства существования «Дзи» в
ранней литературе извращены. Некоторые из описаний, которые
предварительно были даны как описания «Дзи», повторно исследуются.
Однако пока есть «Дзи», найдутся люди, пытающиеся узнать правду о них.