Стихийные бедствия последнего времени становятся все более страшными и менее предсказуемыми. Ученые считают, что таким образом природа предупреждает человечество о грядущей катастрофе, но человечество слышать этого не хочет.
В последнее десятилетие развитие и движение ураганов, тайфунов весьма специфично и зачастую не укладывается в привычные ученым рамки. Ураган "Сэнди", бушующий сейчас в США – убедительное тому доказательство. При этом ученые отмечают, что человечество мало чему учится даже после самых страшных стихийных бедствий. На пути смерчей и цунами по-прежнему встают атомные реакторы и беззащитные города.
"Ураганы стали более мощными и случаются все чаще и чаще. Их траекторию сложно предсказать, соответственно, к ним все сложнее подготовиться, — считает профессор-климатолог, доктор технических наук Геннадий Менжулин. – Например, нынешний "Сэнди" идет по совершенно нестандартной траектории. Он прошел Флориду, Луизиану и внедрился на континент на более северной широте. Это очень необычно – раньше ураганы так себя не вели. Кроме того, "Сэнди" оказался нестандартным по размеру. Он в 1,5-2 раза больше своих собратьев. Больше не в глубину, а именно по размеру. И поэтому он может принести черт знает что".
Ученый говорит, что причина увеличения размеров ураганов последних лет недостаточно ясна, однако очевидно, что этот факт надо воспринимать как данность и соответствующим образом готовиться.
"Американцы – молодцы, они научились приспосабливаться к своим стихийным бедствиям, хорошо налажена информированность населения, — говорит Менжулин. – Я прямо сейчас слежу за ураганом и вижу, что на улицах практически нет праздно шатающихся людей и машин. Если к народу обращается президент – это очень хорошее явление. Кстати, отчасти именно из-за растущей информированности населения, из-за СМИ статистика ураганов в последнее время идет вверх – раньше стихийные бедствия больше проскакивали мимо внимания общества. Но есть и статистика, и она показывает, что, независимо от информированности, ураганов стало больше на 20-30%, и в первую очередь особо мощных ураганов. Поэтому необходимо готовиться к более широкому спектру неожиданностей".
То, что ураган "Сэнди" необычен, подтверждает и ректор Российского государственного гидрометеорологического университета Лев Карлин. Он утверждает, что событие это действительно чрезвычайно, поскольку данному региону несвойственно.
"Америка часто находится во власти аналогичных ураганов, просто нынешний отличается тем, что вместо привычной для себя Флориды "выбрал" север страны, — говорит ректор РГГУ. — Тропические циклоны возникают в Антантике и обрушиваются чаще всего на Флориду. Этот циклон сменил траекторию и ушел на север. На суше он теряет свою энергию, так что завтра-послезавтра все стихнет. Американские метеорологи, да и мы тоже, следили за движением "Сэнди" и уже за 3 дня предупреждали о его силе. Но, к сожалению, точно спрогнозировать, где именно и когда точно он возникнет, пока невозможно. Население предупреждается, но стихия есть стихия, и точно рассчитать все нельзя. Поэтому возможны и жертвы, и подтопления метро, и падения кровли и вывесок".
Ученые говорят, что тенденция изменения "внешности" и "поведения" ураганов и тайфунов в последнее время все активнее обсуждается в профессиональной среде. Так, в Азиатско-Тихоокеанском регионе тоже отмечают усиление силы тайфунов, которые впервые в истории стали не только традиционно беспокоить Японию, но и доходить до Сахалина.
"Раньше этого не было. И поэтому, следуя климатологической логике, следует ожидать, что они будут проникать и дальше на север, — говорит профессор Менжулин. – Понятно, что если не можешь предсказать события – то хотя бы предположи".
Ученые говорят, что до России – в частности, до Санкт-Петербурга, который тоже известен своими наводнениями и сильными ветрами – ураганы такой силы не доберутся, а их возникновение на месте невозможно, поскольку их родина – океан. Но и для нас найдутся свои собственные стихийные бедствия.
Так, профессор Карлин полагает, что "уменьшенные" варианты "Сэнди" могут быть и в Петербурге, особенно осенью, поскольку именно в это время годы особенно ощутимы перепады температуры.
"Теплые воды на фоне холодного воздуха рождают циклоны, которые могут быть очень ощутимы. Именно осенью в Петербурге наблюдаются пики наводнений, при этом дамба поможет защитить город от сильных наводнений, но от шквалистых ветров, которые также могут принести серьезные разрушения, никакая дамба не спасет, — считает Лев Карлин. — Чтобы началось наводнение, нужно, чтобы циклон шел по определенной траектории, а не просто дул сильный ветер. Однако именно осенью в Петербурге наблюдались подъемы воды и до 4 метров, и сильнейшие ветры".
Профессор Менжулин, в свою очередь, наблюдает за другой тенденцией – резким увеличением торнадо, которые появляются уже и в средней полосе России.
"Задача климатологии — дать оценку и анализ этим событиям и предупредить человечество, к чему быть готовым, предоставить ему возможность подстраховаться, — считает руководитель отдела исследований изменения климата Государственного гидрологического института, профессор Олег Анисимов. — И, если нет реальных путей остановки глобальных процессов – наводнений, ураганов, засух, цунами или извержения вулканов — то есть действенные пути предотвратить их возможные последствия".
Однако пока, похоже, используются они отнюдь не всегда. Хотя мир уже стоит на пороге катастрофы.
|