26.09.11 На полуострове Пелопоннес после
сильных ливней оползень обнажил неизвестное древнее захоронение.
Археологи установили, что это кладбище бронзового века, но люди в нем
были похоронены заживо. Все скелеты находятся в неестественных позах, и у
большинства широко открыты челюсти, словно они пытались выбраться или
позвать на помощь. Кто и за что их так наказал?
В настоящее время уже
раскопано пять могил, в каждой из которых захоронены два или более
человек. Среди находок глиняная посуда для вина, бронзовая фибула —
застежка для одежды, и каменные веретена. 14 век до нашей эры в истории
Древней Греции считается временем расцвета Микенской культуры. О том
времени повествуют эпические поэмы, традиционно приписываемые Гомеру, —
"Илиада" и "Одиссея". Устные поэмы, предшествовавшие эпосу Гомера и
Гесиода, до нас не дошли. Упоминавшиеся в гомеровских поэмах образцы
ранней поэзии неэпического характера также утрачены.
"Илиада" и "Одиссея" сначала передавались устно, их исполняли под аккомпанемент рудиментарной лиры форминги
или кифары. Лишь спустя много лет они были записаны. Когда появились
приписываемые Гесиоду из Беотии поэма "Теогония" и "Труды и дни", мнения
историков разделяются, но их датировку трудно установить с точностью,
поскольку оба поэта в своем творчестве скорее руководствовались
художественным воображением, а не следованиям исторической правде.
С чего начать расследование загадочного
убийства, к тому же совершенного так давно, что письменных источников о
том времени у нас нет? Хотя в знаменитом отрывке из VI песни "Илиады"
(стих 152-180) можно прочитать, как царь Тиринфа Прет посылает своему
тестю, царю Ликии, героя Беллерофонта, к которому приревновал жену, со
своеобразным рекомендательным письмом, чтобы погубить героя. Речь, как
полагают историки, идет о так называемом микенском письме.
"В 8-м веке до н. э. греки знали, что
сравнительно недавно укоренившемуся финикийскому алфавиту в Арголиде
предшествовало идеографическое или слоговое письмо, — утверждает
французский историк Поль Фор (Paul Faure). — Но ни они, ни их преемники
не сумели бы прочитать ни единого знака, разве что это смогли бы
сделать на Кипре, где традиционная силлабика из 55 знаков, по-видимому,
сохранялась еще в начале 3-го века до н. э.".
Когда ученым все-таки посчастливилось
разобрать эти загадочные письмена — оказалось, что из 4500 случайно
уцелевших фрагментов, которые имеются в нашем распоряжении, большинство
относится к инвентарным спискам или скучной бухгалтерии. О захоронениях
или казнях в них ничего не сообщается.
Другим источником той эпохи могут
служить археологические данные. Однако на протяжении 16-13 веков до
нашей эры в погребальных обрядах ни в Марафоне, ни в Арханах на Крите
(древние Аканан) не наблюдалось никаких изменений. Археологические
раскопки свидетельствуют, что гробницы высекались в скалах вдоль дороги.
Под высокими курганами рядом с крепостью находят сводчатые могильники,
куда ведет выложенный камнем коридор.
Их называют толосами или купольными
гробницами. Но за треугольной аркой, облегчающей конструкцию, покоились
останки царственных особ или жрецов, а не простых смертных, к тому же
замученных. О таком захоронении прежде не приходилось слышать. А, может
быть, это вовсе и не кладбище, а место для казни?
Что мы еще знаем о людях микенской
эпохи? Они много путешествовали. Пастухи Фессалии перегоняли свои стада
через Пинд и Парнас до Эпира и Акарнании, отправляясь за 150 километров
от родного очага. В мифах говорится о том, как юный бог Гермес украл у
своего брата Аполлона коров, пасшихся на крайнем севере Греции — в
горах Пиерии, а спрятал их в пещере Пилоса, на крайнем юге Пелопоннеса.
Пиратские рейды, разбойничьи набеги, само собой разумеется, войны,
которые мало чем отличались от первых двух упомянутых эксцессов, — все
это порождало бесчисленное количество насильственных смертей. Так, может
быть, мы имеем дело именно с жертвами таких эксцессов?
Однако, повторюсь, источники того
времени молчат о подобных случаях. Разве что более поздние
соотечественники рассказали нам кое-что. Соберем это по крупицам. Отец
истории Геродот поведал о том, как персидский царь Камбис II "велел без
всякой причины схватить двенадцать знатнейших персов и с головой
закопать живыми в землю". Из трагедии Софокла, нам известно, что
Антигона, нарушившая закон (она похоронила собственными руками брата
Полиника, тело которого как изменника должно было быть оставлено на
растерзание диким зверям), в наказание была заживо погребена.
О том, что греки практиковали подобную
казнь можно прочесть, например, у древнеримского историка Саллюстия в
"Югуртинской войне": "греки поставили карфагенянам на выбор: либо чтобы
они они в том месте, где желают провести границу своей страны,
позволили зарыть себя в землю живыми, либо чтобы сами греки на тех же
условиях отправились до того места, которое выберут. Филены согласились
и принесли себя и свою жизнь в жертву отечеству — они были заживо
зарыты".
Закапывание живьем в землю применялось
за нарушение обета целомудрия к жрицам-весталкам. Такое наказание, как
пишет Плутарх, осуществлялось подле одного из семи римских холмов, у так
называемых Коллинских ворот — porta Collina - ворот города
Рима у Квиринальсеого холма. Откуда берет начало обычай казни весталок —
неясно. Существует предположение, в древности существовал обряд
инициации девушек по поводу первой менструации, когда их символически
погребали заживо. По другой версии, казнь весталок связана с
осквернением богини Земли, которая является двойником богини Весты.
Иными словами, никто не ответит на
вопрос, кем же были эти несчастные и за что их погребли заживо. Все
сказанное будет не более чем очередной, более или менее интересной, но
всего лишь версией.
Игорь Буккер